07:02 МСК
Пятница
27 / 01 / 2023
1285

Пролетая над домом

Герои Тани Кноссен-Полищук мечтают и ловят облака
Автор фото: Татьяна Клемешева | Пролетая над домом
Фото автора.

В мире есть много вещей, которые кажутся легкими, почти невесомыми. Цветы, листья и семена одуванчика на ветру, солнечные лучи, касание мягких лап любимого кота или щеки ребенка. Но с помощью таланта «легким» может стать и дом, и даже человек. Иллюстратор Таня Кноссен-Полищук знает, как этого добиться, а заодно и показывает, что в подобном мире может оказаться каждый из нас. Главное – чувствовать и внимать.

Выставка в областной библиотеке им. Горького вместила более 80 волшебных картин, на которых люди обнимают птиц и рыб, сидят на крышах домов, ловят луну и, конечно, летают. Волшебные эти рисунки еще и потому, что каждый из них – не больше альбомного листа, с тончайшими, тоже словно летящими линиями и штрихами. Все это великолепие художница, по ее признанию, везла через границы в обычной папке. Везла, чтобы показать городу, в котором долго жила и творила, как изменился ее стиль.

Татьяна Полищук родилась в Самарканде и училась в местном художественном училище. В начале 90-х она с родителями переехала в Рязань, поступила в художественное училище им. Вагнера и тогда же открыла в себе любовь к туши и перу. Впрочем, к нынешним тонкости и минимализму Татьяна пришла не сразу: среди ее работ есть и яркая, фантасмагорическая живопись, и насыщенная экспрессией графика. Но уже в этих рисунках проявились черты, которые станут основой современных работ – динамика, легкость и смысловая многозначность.

Героев же Кноссен-Полищук любит и населяет ими все свои сказочные миры. Это девушки-женщины без возраста, кошки, птицы и рыбы, которые непрерывно взаимодействуют. А еще здесь много домов с открытыми дверями, больших и маленьких, которые могут нависать или стоять в углу, как мебель. К слову, все эти работы иллюстратор создала в Голландии – там она поселилась много лет назад, обзаведясь второй фамилией Кноссен, мужем, дочерьми и кошками. Все зрители выставки подмечают, что картины – в каком-то смысле «дневник» художницы в рисунках, ее видение женского мира. Сама Татьяна Евгеньевна с этим соглашается – правда, конкретных людей не рисует. «Я стараюсь не создавать портретов себя и своих близких – как правило, после этого происходит что-то нехорошее, а я суе­верна. Так или иначе, каждый из моих рисунков – обо мне», – объясняет она.

И, конечно, работы иллюстратора неотделимы от подписей – коротких предложений, которые вплетаются в образ и смысл каждой картины. Некоторые из этих фраз принадлежат перу российских поэтов, с которыми сотрудничает Кноссен-Полищук (ее рисунки оформляют книги нескольких издательств, а также публикации журнала «Утро»). Остальное художница придумывает сама: например, очаровательный этюд с женщиной, которая соприкасается головой с кошкой, называется «Уговорить кота» и напоминает знаменитый «Поцелуй» Густава Климта. Котов в экспозиции вообще много – и это дополнительный повод прийти на выставку для любителей этих зверей.

Словом, графика Тани Кноссен-Полищук – тот случай, когда иллюстрации не только могут жить отдельной от книг жизнью, но еще и выглядят как завершенные, наполненные смыслами картины. И пусть они невелики размером – в каждый листок помещается по небольшому миру, в котором привольно дружить, мечтать и летать. Только невысоко над домом – в нем все самое главное и дорогое.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 156 (5197) от 26 августа 2016 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Мультипликационный фейерверк
Только в течение первого полугодия в кинотеатрах страны состоялось пять премьер отечественных мультфильмов
Светлана Максимова
Читайте в этом номере: