По большому счету Год учителя можно смело переименовывать в Год образования, поскольку именно в 2010 году стартовал новый этап образовательной реформы. Одно из ее нововведений – Единый государственный экзамен, который весной по всей стране сдавали выпускники всех российских общеобразовательных школ.
Единый государственный экзамен вызвал бурю противоречивых мнений и эмоций. Так, многие учителя полагают, что подготовка к ЕГЭ приводит к «натаскиванию», не дающему глубоких знаний ученику и исключающему для него творчество, тогда как оценка, полученная при непосредственном общении с педагогом, является более объективным индикатором как знаний, так и личностного развития. С другой стороны – и это многие признают – переход к всеобщей сдаче единого государственного экзамена позволил уменьшить коррупционную составляющую при поступлении в вузы, а также уравнял шансы на получение высшего образования для выпускников провинциальных школ.
Заметным элементом реформы станет введение в 2011 году по всей России новых образовательных стандартов, что было воспринято опять же по-разному. Кого больше – противников или сторонников данных нововведений, сказать трудно, так как и здесь мнения расходились полярно. Согласно новым стандартам, меняется роль учителя. Если раньше он буквально досконально объяснял классу материал, то теперь должен учить детей мыслить самостоятельно, принимать решения и нести ответственность за свой выбор. Соответственно повышаются и требования к педагогу, который отныне должен обладать специальными знаниями, владеть новейшими средствами и методиками обучения.
Как бы то ни было, но одна из задач нового этапа реформы образования призвана добиться принципиального момента – сформировать эффективную систему образовательного процесса и обеспечить школьников качественными знаниями. Параллельно рассматривается возможность увеличения заработной платы педагогам, привлечения в отрасль молодых специалистов.
Эти вопросы решаются непросто, если не сказать с трудом. Однако первые шаги сделаны, и отрицать их невозможно. Огромную работу в этом направлении проводят как федеральное правительство, так и руководство Рязанской области.
Так, с начала 2010 года осуществлялся поэтапный переход на новую систему оплаты труда. В эксперименте было задействовано 52 школы. В результате у 25,7% учителей области заработная плата выросла на 17,9%. Кроме того, в 2010 году в региональном бюджете были заложены средства для дополнительных выплат нескольким категориям педагогов, в том числе и молодым специалистам. Суммы выходят пусть не очень большими, но как доплата к заработку становятся заметны.
Но не только деньгами ведется поддержка образовательных кадров в Рязанской области. Благодаря региональному Правительству впервые за несколько лет для педагогов был организован бесплатный отдых на базе детского оздоровительно-образовательного центра «Солнечный» (с января по декабрь здесь побывали 400 человек).
Уделяется внимание повышению квалификации педагогических кадров. В течение года проводились разнообразные конкурсы, научные конференции, форумы, фестивали, благодаря которым педагоги обменивались опытом и презентовали свои образовательные проекты. Интересно, что среди множества мероприятий были как традиционные (конкурсы «Учитель года России», «Сердце отдаю детям», фестиваль «Сердце отдаю детям», фестиваль педагогических технологий и выставка «Образование и карьера»), так и совершенно новые (конкурсы «Педагогический дебют», «Педагогические династии», «Воспитатель года» и т.д.).
На уходящей неделе в Рязани проходила двухдневная Педагогическая ассамблея, в рамках которой руководители регионального образования, директора образовательных учреждений и учителя вновь обсуждали проблемы модернизации системы областного образования и перспективы её развития.
Следовательно, необходимость реформирования системы образования очевидна всем, особенно завершая Год учителя.