В новом учебном году мне вновь предстоит поработать учителем. Позвонил директор Рязанской школы юных менеджеров Эдуард Игоревич Курятников и попросил вести уроки по журналистике. Я охотно согласился, тем более что некий опыт в этом деле у меня есть и с основной работы отпрашиваться не придется – школа-то воскресная. В той же школе юных менеджеров я вел журналистику в предыдущие годы, и вот что меня сейчас беспокоит.
С годами все сложнее стало добиваться от юных корреспондентов того, чтобы они на листе бумаги складывали слова в осмысленные предложения. Для них написать заметку в половину странички нелегко. Ребята встречают немалые трудности и в устной речи. Зачастую в их рассказах отсутствуют логика и аргументация, наблюдается засилье слов-паразитов: «ну, это», «как ее», «значит», «как бы», «типа», «короче», «блин». А ведь на занятия журналистикой приходят вполне успевающие дети, имеющие в классном журнале по гуманитарным предметам «хорошо» и «отлично». Многие после окончания школы хотят поступать на факультет журналистики и планируют потом работать в СМИ. Как они будут писать текст в газету, на радио, ТВ или на ленту новостей информагентства? А главное – о чем?
Однажды на занятиях по журналистике мы обсуждали темы будущих материалов к 70-летию Великой Победы. Когда я попросил юнкоров назвать имена рязанцев – Героев Советского Союза, повторивших подвиг Александра Матросова, дети минут на пять крепко задумались, а потом растерянно спросили: «А кто такой Александр Матросов?». Мой упрек в незнании истории они парировали фразой «А в школе мы этого еще не проходили». И это в рязанских школах, в большинстве из которых уже давно созданы и действуют военно ориентированные классы, а опыт региона по патриотическому воспитанию отмечен на федеральном уровне. Рязанская область – в числе 6 пилотных школ страны по созданию движения «Юнармия». Фактического материала хватает. Тут дело в чем-то другом.
Вероятно, если бы отбор в школу юных менеджеров (ШЮМ) был такой же жесткий, как в этом году на отделение журналистики РГУ (на 8 бюджетных мест около ста желающих), то мы смогли бы набрать детей, которые внятно выражают мысли и в устной речи, и на бумаге, знают последователей Матросова из Рязани – Александра Фирсова, Виктора Комарова, Алексея Каширина, Александра Типанова и Леонида Рытикова. Их именами названы улицы. Но ШЮМ детей не выбирает. Приходят все желающие, с ними и работаем.
Искать ответ на вопрос, почему дети сегодня нередко не умеют построить свою речь и имеют весьма вялое желание работать над воспитанием в себе необходимых для будущей профессии качеств, – дело бессмысленное, в котором я вряд ли смогу быть объективным. Думаю, что и родителям, и школьным учителям разобраться в этом помогут тематические пособия. Кстати, на факультете журналистики МГУ профессора под руководством декана Елены Вартановой создали учебник для школ «Медиаобразование» и распространили его по школам страны еще в 2010 году. Но больше всего, как мне кажется, крепко задуматься должны сами ребята.
В канун нового учебного года пришла радостная весть из Швейцарии. В Цюрихе состоялась международная олимпиада по физике. От каждой страны в ней участвовали прошедшие серьезный отбор школьники. Победителем стал московский школьник Илья Кочергин. Конечно, многое для этой победы сделали его учителя. Но и сам парень, видимо, немало постарался.
Желание учиться – главная, на мой взгляд, движущая сила на пути человека к овладению знаниями. А сегодня это желание зачастую подменено у школьников стремлением успешно сдать ЕГЭ. К единому госэкзамену они начинают готовиться с начала учебного года. Ребята сами жалуются, что из-за ежедневных тренажей им не хватает времени на общение с друзьями, посещение театра, чтение художественной литературы.
Еще один негативный фактор – использование гаджетов. Детвора не выпускает из рук смартфоны и планшеты. Часами школьники проводят время в социальных сетях. Как следствие, отмечают психологи, довольно мощное снижение интеллекта.
В этом году в одном из вузов на вступительных экзаменах в магистратуру члены приемной комиссии попросили выпускницу бакалавриата назвать отечественных писателей XIX и XX веков. Вразумительного ответа так и не дождались.
Накануне нового ученого года на посту министра образования Российской Федерации Дмитрия Ливанова сменила Ольга Васильева. Она уже успела сделать программное заявление, назвав несколько приоритетов. «Для меня приоритетно – это учитель. Потому что учитель – это служение, учитель – это миссия, учитель – это наше будущее. Сегодня дети, а завтра – народ. Вторая приоритетная задача – это «переосмыслить весь опыт, который был, включая опыт последних 10 лет, взять лучшее и двигаться вперед», – сказала Васильева.
Думаю, что слова новоиспеченного министра образования России относятся и к решению тех проблем, которые я сегодня затронул. Я и сам их отчасти попытаюсь решать. Начну в ближайшее воскресенье. Если даже один пришедший в школу юных менеджеров на занятия журналистикой ребенок задумается над тем, что его сегодня окружает, и напишет об этом в газету, буду считать, что выходные я провожу не зря.