На пятой смене «Писатели, поэты, критики» всероссийского форума «Таврида» собралась творческая молодежь со всей страны. Основой образовательной программы были встречи с выдающимися литераторами, журналистами и представителями власти. Участники задавали спикерам не только вопросы, касающиеся их профиля, но и затрагивали проблемы, волнующие общество уже не один год. Самые интересные вопросы и ответы на них мы публикуем в нашей газете.
1 Баба-ЕГЭ против жульничества
Андрей Фурсенко,
помощник Президента России по научно-образовательной политике
– Контроль над участниками сдачи ЕГЭ стал слишком жестким и негативно влияет на психологическое состояние одиннадцатиклассников. Нельзя ли его как-то смягчить?
– Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо затронуть гораздо более обширный и важный вопрос, чем один конкретный экзамен. Речь идет о системе института репутации в целом. Ведь широкая общественность сочувствует школьникам, которых отстранили от сдачи экзамена за списывание, хотя, казалось бы, они поступили нечестно и заслуживают неодобрения. Когда студентов из Московского физико-технического университета решили отчислить за то, что они сдавали за школьников ЕГЭ, все поднялись на их защиту. Но ведь эта ситуация позорит будущих ученых.
Пока в обществе не будет четкого понимания того, что любая форма жульничества – это плохо, никакие методы контроля не могут считаться достаточными. Если сейчас смягчить наблюдение на ЕГЭ, появятся претензии, что результаты экзамена неточные. И недобросовестные троечники будут получать на балл выше честных отличников. Разве это справедливо?
На данный момент ректоры вузов говорят о том, что стобалльники их не разочаровывают и подтверждают свои знания на занятиях. Это значит, что ЕГЭ дает объективную оценку знаний.
– Можно ли как-то облегчить бумажную волокиту для учителей? Работа с документами и отчетами отнимает у педагогов время, которое они могли бы потратить на учеников и подготовку к занятиям.
– Жизнь и состояние детей привлекает к себе внимание представителей различных ведомств, которые требуют отчетов, особенно при возникновении ЧС (пример тому случай в Карелии). Порой учителей не просят, но они сами составляют отчеты, чтобы обезопасить себя и перестраховаться. Мы пытаемся уменьшить этот огромный бумагооборот. В планах перевести отчетность в электронный режим, но пока не решена проблема с оформлением подписей.
2 Не толерантность, а любовь
Дмитрий Киселев,
телеведущий, генеральный директор российского международного информационного агентства «Россия сегодня»
– На чем, по-вашему, должна строиться идеология современной России?
– Без патриотизма не может быть никакой идеологии. Президент России, объявив объединяющей идеологией нашей страны именно патриотизм, дал пас вам – пишущему и думающему обществу. Общество в России должно играть большую роль в процессе формирования и поиска таких ответов. Он дал пас каждому из вас, чтобы уже вы сами более точно и конкретно сформулировали идеологические вещи.
В основе нашей идеологии должно лежать понимание того, что мы сильны своим разнообразием, разнообразием народов, населяющих нашу страну. Толерантность – это не наше слово, мне оно не очень нравится. Наше слово – это любовь. Мы не терпим друг друга, живя рядом, мы любим друг друга. И в этом наша сила.
Нашему обществу следует пересмотреть свое скептическое отношение к церкви и постараться найти способ использовать этот мощнейший ресурс влияния на умы людей в пользу России. Именно церковь является единственным институтом, который системно занимается проблемами добра и зла.
Частью идеологии также должен стать и целостный образ нашей страны. Мы должны постараться увидеть себя со стороны и понять, что мы из себя представляем. Мы можем себе представить, как выглядит средний домик в Финляндии, во Франции, Америке или Италии. Но мы не представляем, как выглядит наш, российский, дом. Украинцы с гордостью носят вышиванки. Почему мы не носим косоворотки? Нам нужен свой, российский стиль. 70% от стоимости любого бриллианта – это его огранка. Наш народ – алмаз. Но пора начать думать, где и как себя огранять.
3 Жить от алтаря
Владимир Легойда,
профессор МГИМО, главный редактор журнала «Фома», председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата
– Нормально ли то, что некоторые священники ездят на дорогих иномарках? И почему в храмах на все установлены ценники?
– Я считаю, что священник должен жить не лучше, но и не хуже своего среднего прихожанина. Да, иметь сверхдорогую машину – это чересчур, но это не значит, что он и его семья (как правило, многодетная) должны ездить на плохой, дешевой машине. Батюшка тоже человек, и он во все времена жил от алтаря. В РПЦ более 30 тысяч священников, и большинство из них ведет скромный образ жизни. А то, что некоторые все-таки поддаются искушению довольно естественно, ведь священники, как и все, люди грешные и ошибающиеся. Когда Христос ходил по земле, у него было 12 учеников, которые видели его днем и ночью, и то один из них предал его. А вы думаете священники лучше апостолов?
Блаженный Августин вывел единственно возможную формулу: поведение священников влияет на авторитет церкви, но не влияет на ее истину. Таинства совершает сам Господь, и человеческое несовершенство не может быть здесь помехой. И в храм вы в первую очередь приходите к Богу, а не к человеку. И если на некоторые обряды установлена плата, а у вас нет денег, вы всегда можете обратиться к священнику, и он поможет вам бесплатно.
4 Постановка словесного удара
Юрий Поляков,
писатель, главный редактор «Литературной газеты»
– Какие советы вы можете дать начинающим литераторам?
– Проблема современных литераторов – незнание того, что написали до них. К примеру, если бы вы прочли произведения Николая Глазкова, вы бы вышли на старт с его наработок, а на деле вы потратили много времени, чтобы только дойти до его уровня.
Опираясь на личный опыт, могу сказать: устанавливайте контакты, связи, смотрите тексты друг друга. Сейчас у вас формируется стиль, этот этап может проходить только в литературном коллективе. Важно найти литературного наставника, который объяснит тебе вещи, которые ты еще не видишь. Это как в теннисе – тебе кто-то должен поставить удар. Опытного наставника можно найти в писательской организации. Мы также планируем в нашей газете создать литературную консультацию, чтобы человек мог зайти с улицы и получить квалифицированную рецензию на свои произведения.
5 Литература без границ
Павел Басинский,
обозреватель «Российской газеты», литературный критик, писатель
– Что такое критика в целом и где границы между этим жанром и другими?
– Я не люблю деления на поэтов, писателей, критиков и так далее. Мне больше нравится слово «литератор» за его емкость. Раньше, если ты заступал на чужую территорию, то есть, будучи поэтом или писателем писал критику, это осуждалось. При этом лучшая критика исторически была создана именно поэтами и писателями. Такое разделение неверно, пишите то, что считаете нужным: и стихи, и прозу, и критику, и сценарии.
В творчестве наступает момент, когда вам в голову приходит мысль, сюжет, мнение, и вы бы хотели его высказать, но возникает внутренний страх, что вы будете выглядеть странно. Писатель и любой талантливый человек начинается в тот момент, когда он этот порог переступает.