После летнего затишья в выставочных залах областного художественного музея снова оживление. На выставке «Коробочка мертвых душ» представлены рисунки мастера сатирического портрета Петра Михайловича Боклевского.
Видео Дмитрия Соколова.
Наш земляк снискал себе славу как выдающийся иллюстратор произведений русских классиков, и прежде всего Гоголя, чья книга «Мертвые души» была для Боклевского настольной. Сейчас модно идеализировать помещичью Россию. Но дворянин Боклевский не мог спокойно воспринимать действительность. Галерею гоголевских типов он писал с тогдашних помещиков и чиновников. На первый взгляд – обычный самодур, а в действительности – мертвая душа.
– Кстати, это Гоголь придумал словосочетание «Мертвые души», до него никому в голову не приходило соединить в одном выражении эти два понятия, – говорит искусствовед Галина Торопова.
Портреты Ноздрева, Коробочки, Манилова, Плюшкина соседствуют с экспонатами, воссоздающими атмосферу помещичьей среды. Документы из фондов Рязанского кремля – «Прошение о поимке беглого крепостного села Погореловка», «Купчая о продаже Алексеем Ивановым сыном Венюковым крепостной девки Авдотьи Петровой за 50 рублей».
А в этот толстый том под названием «Ревизская сказка» вписывали имена крестьян. У Павла Ивановича Чичикова возник бизнес-проект. Он решил продавать умерших крестьян, как живых, и получать деньги в опекунском совете. Коммерция не заладилась, алчные самодуры ничего не хотели выпускать из рук, даже пустоту. На выставке можно увидеть рисунки Боклевского, созданные им в пору проживания в рязанском имении, из коллекций Рязанского художественного музея и фондов Исторического музея Москвы.
– Пастельные тона этих портретов не сравнить с гравюрами, которые искажали тонкие, почти воздушные краски оригинальных работ. В печати выходили очень жесткие рисунки, которые порой не удовлетворяли ни художника, ни его почитателей. Боклевский трепетно относился к своим рисункам, создавал их всю жизнь, около 800 различных работ хранится в разных музеях России, – продолжает Галина Торопова.
Мертвые души, упакованные в коробочки, теперь путешествуют по выставочным залам.
– На меня рисунки Петра Боклевского произвели сильное впечатление еще в школе, когда нас приводили
в музей всем классом. Почему-то из всех картин в первую очередь запомнились портреты персонажей из «Мертвых душ», меня охватывал даже глубокий трепет, – говорит скульптор Раиса Лысенина. – Не так давно я побывала в театре имени Сергея Образцова на спектакле Андрея Денникова «Концерт для Чичикова с оркестром».
Оказывается, режиссер делал куклы героев, сверяясь с рисунками Боклевского.
Выставка, приуроченная к 200-летию Петра Боклевского и 155-летию отмены крепостного права в России, продлится в стенах музея до конца ноября.