Еще их можно было бы назвать идейными. Но идейных, в смысле вольнолюбивых, в нашем государстве долго и методично истребляли. И сейчас этот редкий человеческий вид мы именуем предельно общо – чудаки.
Чудаки всегда непонятны большинству, потому что идут против господствующей моды и течения. А главное течение сейчас везде одно – деньги. Все мироздание вертится вокруг них. И которую неделю не идет у меня из головы доктор Перельман. Если помните, Американский математический институт Клэя присудил ему премию миллион долларов за доказательство гипотезы Пуанкаре. Российский математик от денег отказался. Чудо из чудес по современным меркам. Отказаться от миллиона, который дает невиданную свободу. Хочешь – трудись на любимой работе, хочешь – отдыхай. И ведь не украл! Честно заслужил своим трудом, то есть умом. Требовался совсем небольшой компромисс, и это обстоятельство для Перельмана оказалось важнее несметного богатства. Григорий Перельман посчитал решение математического сообщества несправедливым. «Я считаю, что вклад в решение этой задачи американского математика Гамильтона ничуть не меньше, чем мой», – заявил он «Интерфаксу». И остался российский гений жить в маленькой квартирке с мамой и решать на кухне недоступные нашему пониманию задачки.
Если же деньги у наших чудаков все-таки появляются, то они их тратят на что-то совсем далекое от потребительских удовольствий. Так поступил учитель рисования Александр Семенов из чувашского села Три Избы. Восемнадцать лет он строит в селе Дворец искусств, вкладывая в стройку все свои премии и зарплаты. На первую премию в республиканском конкурсе он выкопал котлован. Потом были 15 тыс. долларов за победу в международном конкурсе педагогов, 10 тыс. долларов за рецензию на учебник и мастер-классы в Америке. Эти деньги тоже пошли на строительство. Семенов мечтает открыть бесплатную школу искусств для одаренных ребятишек из окрестных деревень, а сам живет в старенькой избушке недалеко от дворца.
Чем-то похожи на него сестры Маркины из захаровского села Остроухово Рязанской области. Зоя Васильевна и Вера Васильевна сдают в аренду свою московскую квартиру, продали дачу в Подмосковье и перебрались в рязанское село. Но зачем? Нет, не пожить спокойно на пенсии. Они восстанавливают разрушенную церковь Успения Пресвятой Богородицы. Вера Васильевна дала обет и пять лет собирала деньги на сусальное золото для купола и креста. Теперь золоченая маковка венчает храм, поднятый стараниями бессребрениц буквально из руин.
Чудо непостижимое: все истинно великое и прочное в нашем обществе, вопреки экономическим теориям, создается не от стремления заработать денег, а от желания их отдать! Причем отдать бескорыстно. Только поэтому наш мир не летит еще в преисподнюю, а грубость, жлобство, мораль самовлюбленного купчишки не властны над стихами.
Вот москвич Иван Митин решил бороться с бескультурьем необычным способом. Он распечатывает стихи классиков на небольших листочках, ламинирует их и оставляет в общественных местах. Кому-то попадается Хармс, кому-то Мандельштам, Пушкин, Ходасевич. Так и закрепилось название за проектом – «Стих в кармане», оно даже нашло последователей в других городах, стало социальным движением.
И вот о чем мне вдруг подумалось. Если бы таких людей у нас было хотя бы пять человек на тысячу, неужели бы мы сейчас говорили о модернизации? Человек с чуткой совестью и здоровой, неизвращенной моралью никогда не бывает отсталым, архаичным. Он всегда прогрессивен, всегда на полшага впереди своего времени. Нувориши, мздоимцы никакой модернизации провести не могут, в них-то и проблема, а вовсе не в абстрактной технологической отсталости. Нувориши способны только снимать ренту и забалтывать идеи. Потому что всякий идейный для них – это угроза собственной безоблачной жизни.
Только что до всего этого прекрасным, наивным чудакам! Даже не пытайтесь их рекрутировать в политику, в партии, в общества по спасению… Они живут в своем мире и счастливы, потому что давно нашли свой меч-кладенец.