Совсем недавно вся страна отмечала 100-летие московского завода ЗИЛ, по крайней мере, такое впечатление складывалось. Точнее, это было столетие со дня основания, ведь завода нет. Его место сейчас активно рекультивируется.
Это значит, что все здания бывшего завода сносят, площадку ровняют, и на месте некогда огромного предприятия будет возводиться новый микрорайон. Практически то же самое случилось с московским АЗЛК. Его преобразовали в технополис, на территории которого реализуются инновационные проекты, такие как сборка отечественного квадрокоптера и еще несколько десятков названий продукции. Фирмы-то есть, а вот их товаров на полках магазинов как-то не наблюдается.
В Рязани аналогичный показательный случай произошел с заводом «Сельмаш». В «лихие 90-е годы» он обанкротился. А вот в «тучные нулевые» не возродился. Вскоре завод вместе со своими зданиями и промышленными коммуникациями исчез с лица земли, и на его месте ускоренными темпами возводятся высотные многоквартирные дома. Вот только МЧС неоднократно заявляло, что случись в таких домах пожар, спасать людей с высоты более 50 метров будет крайне сложно. Можно порассуждать про то, сколько заводов закрылось на территории региона с начала перестройки. Есть также и те предприятия, которые вроде бы существуют, но прибыли не приносят. Конечно, это компенсируется открытием новых производств, однако рабочий класс количественно не растет. Еще около десяти-пятнадцати лет назад на рязанской улице можно было без проблем встретить человека, который работал на заводе или фабрике. Это был совершенно особый типаж с осмысленным взглядом и рациональными движениями. Полная противоположность расслабленному «офисному планктону». Так вот, сейчас таких на улицах практически не увидишь. То есть концентрация квалифицированных рабочих в обществе резко снизилась.
Сейчас много говорят об импортозамещении, приводят пример российской науки, представители которой до сих пор востребованы за рубежом. Но заместить импорт можно только, если, кроме инженерных кадров, есть еще и полноценная технологическая цепочка. И вся она должна быть только отечественной. Даже простую бытовую розетку, один из немногих чисто российских хозтоваров, можно произвести, только если в наличии у страны есть пять-шесть заводов: металлургический, цветных металлов, по производству пластмасс, станкостроительный, инструментальные цеха и еще несколько производств, без которых не обойтись. При этом надо, чтобы внутри страны был платежеспособный спрос, ведь без него производство бессмысленно. И вот когда все это есть, надо еще выиграть конкуренцию с Китаем, на границе с которым нет и не может быть заградительных пошлин, ведь эта страна нам геополитический партнер.
Получается, отечественному производителю надо выигрывать прямую конкуренцию с трудолюбивыми соседями. Все это требует возрождения той промышленной мощи, которая была в СССР, но только теперь на гораздо меньшей территории. И ведь это только начало. Союз развалился во многом из-за недовольства граждан качеством советских товаров. Для многих названия «Скороход» или «Красный треугольник» связаны с незабываемым кошмаром. Есть ли место закрытию и сносу заводов в такой непростой исторической ситуации? Не думаю. Я слышал про ЕГЭ, про трехлетний запрет на прием в военные академии, но ничего не слышал про резкое ограничение мест на гуманитарных факультетах во имя оперативного наращивания возможностей технических вузов ради будущего страны. А ведь если это наш единственный перспективный путь, надо торопиться.