14:03 МСК
Суббота
06 / 06 / 2020
853

Любовь, доброта, ирония

Они правят бал в спектаклях, которые привез в Рязань Ивановский музыкальный театр
Автор фото: Анна Добролежа | Любовь, доброта, ирония
Фото автора.

Вновь на сцене областного театра драмы блистали актеры Ивановского музыкального театра. Они показали рязанским зрителям четыре спектакля разных жанров – мюзикл «Алые паруса», оперетту «Фраскита», музыкальную сказку «Огниво» и музыкальную комедию «Крошка». Такое разнообразие репертуара демонстрирует творческий потенциал труппы, способной соединить традиционное содержание с новаторством формы. Каждый из спектаклей был выстроен четко в рамках своего жанра. Артисты показали себя и как отличные вокалисты, и как хорошие актеры. Уровень танцевальных номеров, звучание оркестра, сценография – все не оставило рязанского зрителя равнодушным.

Мелодрама под алыми парусами

В портовом городке в этот раз развернулась не хрестоматийная история девочки Ассоль, которую мы знаем из книги Александра Грина, а насыщенный неожиданными обстоятельствами и поворотами сюжет. Либретто Михаила Бартенева и Андрея Усачева, взятое за основу режиссером Антоном Лободаевым, уже довольно популярно среди постановщиков в других театрах и городах. Драматурги усилили мелодраматические акценты истории. Мать Ассоль Мэри здесь не просто умирает от болезни, а погибает в результате злодеяния трактирщика Меннерса, отдавшего ее на поругание кабацким мужикам. Не в силах вынести позора, она бросается в море. Это обстоятельство объясняет и усиливает вражду между семьями Меннерса и Лонгрена. Моряк, вернувшийся домой, сначала набрасывается с кулаками на трактирщика, а потом не протягивает ему руки в момент гибели в море.

К истории любви Ассоль и капитана Грэя добавляется третий-лишний. Сын Меннерса по иронии судьбы влюбляется «в эту блаженную, в эту дуру, в эту не такую, как все». Ради любви он готов даже на то, чтобы мечтательница Ассоль называла его Грэем. Правда, любовная коллизия этой пары получается в версии Ивановского театра слишком пресной, лишенной ярких эмоций. Согласившуюся стать его женой Ассоль Меннерс-сын как-то слишком легко и спокойно отпускает прямо от алтаря к Грэю, приплывшему на корабле с алыми парусами.

Музыкальный вариант «Алых парусов» получился ярким и динамичным. Безусловно, владеющие сильными голосами солисты театра пели просто, без пафоса, так, как это могли делать моряки. Практически все песни на музыку Максима Дунаевского, исполненные солистами в великолепном сопровождении оркестра Ивановского театра, срывали аплодисменты. Множество массовых и мастерски исполненных танцевальных номеров придают мюзиклу напряженный темп и зрелищность. А вот декорации в этом, казалось бы, благодатном для изощренной сценографии сюжете оказались минималистичными. Каркасы пирса и маяк – это все, что находилось на сцене. Простота оформления сцены словно оттеняет яркие костюмы и не менее яркие танцевальные номера и не отвлекает от насыщенного поворотами сюжета.

– Мне очень понравился мюзикл. Он сделан просто, понятно и со вкусом. В нем нет ничего лишнего: ни режущих глаз декораций, ни невероятных нот. Добавление новых сюжетных линий я считаю удачным, иначе постановка была бы пустоватой, – говорит зрительница Татьяна.

Огонек для детей

В музыкальной сказке «Огниво» сценографы, костюмеры и декораторы Ивановского театра постарались порадовать ребятишек. Огромный расписной, расшитый блестящими лоскутами фоновый занавес, изображающий солдата и принцессу, постоянно сменялся сказочным лесом, украшенным иллюминацией.

Дети были в восторге от постановки. Пятилетний Саша Колупаев пожелал, чтобы «Огниво» в театре ему показывали каждый день. Дети ведь так любят несколько раз подряд смотреть то, что им очень нравится, значит, юный зритель сделал завидный комплимент труппе. Да и родителям было интересно наблюдать за происходящим на сцене. Ведь у театра сильная балетная группа, которая не устает удивлять зрителей фуэте, батманами, мастерством танца на пуантах.

– Здорово и то, что театр привез с собой симфонический оркестр. Никакие современные технологии не сравнятся с его живым, объемным звучанием, – говорит мама Саши Елена Колупаева. – Этот спектакль не только развлекает детей, но и воспитывает их. Он учит отличать добро от зла и ценить в людях не деньги, а душевные качества.

Выбор в пользу любви

Оперетта «Фраскита» перенесла зрителей на границу Франции и Испании, в семейство разорившегося владельца табачной фабрики Аристида Жиро. Согласно брачному контракту он должен выдать свою дочь Долли за богатого племянника Армана и таким образом спасти свое пошатнувшееся финансовое положение. Но все карты главе семейства спутал неожиданно появившийся цыганский табор. Завидный жених влюбляется в молодую, дерзкую цыганку Фраскиту.

Несмотря на то что оперетта подразумевает легкость и занимательную комедийность сюжета, во «Фраските» обратились к вечной теме любви по расчету. Арман, привыкший даже в сердечных делах поступать согласно контракту и расчету, не понимает сам себя. Он принимает чувства, возникшие к Фраските, за колдовство, отравление ядом. Согласитесь, сегодня этот мотив актуален. Только теперь молодые люди вступают в брак по расчету, не только следуя обычаям или рекомендациям родителей, но и по собственному желанию. Таковы сегодня нравы.

В этом спектакле продемонстрировали огромный диапазон голосов солисты и хор театра, украсили практически каждый эпизод яркими, эмоциональными танцами артисты балета.

Крошка иронии

Музыкальная комедия «Крошка» имела наибольший успех у рязанцев. Это стало ясно еще при продаже билетов. Поэтому было решено показать ее дважды.

Крошка – это трехмесячный малыш, который помог одним разбогатеть, другим – обрести свою любовь, а кого-то оставил ни с чем. Он появляется в семье коммерсанта Эдмонда Фонтанжа как раз в тот момент, когда там начинаются финансовые проблемы. Единственный выход банален – выдать дочь, красавицу Кристиану, замуж за компаньона – старика Гамбье. Но она-то влюблена в бедного, но умного, знающего толк в делах отца секретаря Огюстена.

Знакомые семейные типажи воссозданы актерами на сцене. Мама – глуповатая, но чувствительная блондинка и с добрым сердцем. Ее сестра, напоминающая по характеру тещу, которая недолюбливает зятя. Сын – отрок Жак с ветром, музыкой и танцами в голове. Секретарь, лучше хозяина знающий и выполняющий всю основную работу в фирме. Строптивая дочь Кристиана, которая нисколько не боится отца и готова на все ради любви. Глава семейства, чья любовь к детям измеряется количеством прибыли, которую они могут ему принести.

Благодаря этим понятным и актуальным образам зрители могли посмотреть на себя или своих близких со стороны. А сходство сюжета с реалиями современной жизни помогло большинству шуток попасть в цель и вызвать смех зала.

По-своему охарактеризовали героев комедии сценографы. Отличие между квартирами коммерсанта Фонтанжа и его секретаря состоит лишь в картинах, развешанных на стенах. Почти детские, неумело написанные наивные акварели, лишенные глубокого содержания, в сочетании с бюстом Сократа – это дом Фонтанжа, амбициозного, не слишком умного, но доброго в глубине души человека. Картины с изображением сильных, красивых олимпийцев, живописный абстракционизм и сюрреализм украшают стены в квартире секретаря Огюстена, приоткрывая его подлинные мечты и пристрастия. Убранство дома и полотна на стенах могут сказать о человеке больше, чем заявления персонажей.

Музыкальная комедия может быть не только традиционной и банальной, но и яркой, как штрихи на модном живописном полотне, и актуальной, как ток-шоу на телеэкране.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 176 (5217) от 23 сентября 2016 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Станцуем любимое кино
Ностальгия, пляс и хоровое пение – лучшие моменты «Ночи в филармонии»
Татьяна Клемешева
След на земле
Семья Халимовых из Спасска отмечает в сентябре сразу три юбилея
Читайте в этом номере: