20:12 МСК
Четверг
08 / 12 / 2022
1266

По пути фон Дервиза

150 лет назад была открыта Рязанско-Козловская железная дорога

Именно по этой дороге мы можем сегодня добраться от Рязани до Мичуринска. Между прочим, это одна из первых железных дорог в России, построенная на средства частного капитала. Инициатором ее строительства был Павел Григорьевич фон Дервиз, тот самый, который сколотил себе немалое состояние на строительстве железной дороги от Москвы до Рязани в партнерстве с Карлом фон Мекком.

Удачливые предприниматели предполагали сразу же продолжить строительство железной дороги от Рязани в Поволжье, до Саратова. Однако биржевой кризис разрушил их планы. И только в конце 1863 года упрямый фон Дервиз вновь обратился в правительство с ходатайством о предоставлении ему права постройки железной дороги от Рязани до Саратова, но не через Моршанск, как предполагалось первоначально, а через Козлов и Тамбов. Участок от Рязани до Козлова предлагалось построить на капитал английской компании. Но та требовала серьезных правительственных гарантий. Железные дороги тогда были столь остро необходимы империи Российской, что правительство предоставляло предпринимателям просто чрезвычайные льготы при их сооружении и эксплуатации. Тем не менее строить дорогу исключительно на английские деньги было сочтено неудобным – фон Дервизу отказали. Тогда Павел Григорьевич предложил новый вариант: учредить общество в России, деньги на сооружение дороги собрать частью в Англии, частью – в Германии. Этот вариант более устроил российское правительство, но не сразу. У фон Дервиза была надежная репутация, однако ему было предложено предоставить предварительные гарантии того, что все акции новой железнодорожной компании будут размещены. Дело в том, что в период с 1860-го по 1865 год прогорела не одна железнодорожная компания, не удавалось собрать необходимое количество денег на строительство. Фон Дервизу удалось убедить прусских банкиров в перспективности его проекта и склонить их к приобретению акций. Справедливости ради стоит сообщить о том, что на английском рынке акции реализовать не удалось, но Павел Григорьевич не растерялся и разместил их среди русских капиталистов.

Так или иначе, но 12 марта 1865 года была учреждена концессия на строительство Рязанско-Козловской железной дороги. Строили ее в рекордно короткие сроки – всего за полтора года проложили 197 верст пути со всей необходимой инфраструктурой. Руководивший строительством Карл фон Мекк в очередной раз продемонстрировал безупречное качество и тщательность исполнения работ. Движение на дороге было открыто 5 сентября 1866 года.

Дорога, проложенная вдоль древнего гужевого пути из юго-восточных степей в Москву, довольно быстро начала приносить прибыль за счет перевозки хлебных грузов. В 1867 году было получено 6,7% прибыли на акционерный капитал, в 1868-м – 14,5%, в 1869-м – более 18%. Количество грузов нарастало, справиться с ними дорога уже не могла. Было решено проложить второй путь за счет ссуды из казенных средств. Второй путь был открыт в 1870 году.

Именно в эти годы все поняли, как выгодно строить железные дороги. Выпускник Рязанской мужской гимназии, академик И.И. Янжул подчеркивал, что выгодные результаты строительства именно Рязанско-Козловской железной дороги «положили начало той спекулятивной железнодорожной горячке, которую пережило наше отечество в 60-х и 70 годах прошлого столетия и которая служила у нас отголоском подобной же горячки, охватившей всю Европу на 15 – 20 лет ранее».

В эти же годы М.Е. Салтыков – Щедрин писал о концессионной лихорадке в «Дневнике провинциала в Петербурге» выразительно и не без желчи: «Тогда начались проекты самых фантастических концессий. Из Пензы в Наровчат, захватив по дороге Мокшан и Инсар; из Рязани в Михайлов, а там в Каширу, в Алексин, в Белев и Медынь и т.д. Слышались фразы: вот бы! вот кабы! ну уж тогда бы! и проч.», – и далее: «Я сам начинаю верить, что приехал за концессией и что есть какая-то линия между Сапожком и Касимовом, которую мне совершенно необходимо заполучить».

Знакомая география, не правда ли? Только до сих пор нет железнодорожной линии между Сапожком и Касимовом. Концессионерам предоставлялось право эксплуатировать дорогу в течение 81 года. Если бы не революция, концессия просуществовала бы до 1948 года. Но не случилось. В 1892 году Рязанско-Козловская железная дорога влилась в общество Рязанско-Уральской дороги. Ныне линия Рязань – Мичуринск входит в состав Юго-Восточной железной дороги.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 176 (5217) от 23 сентября 2016 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Миссия души и сердца
Вячеслав Астафьев
Дом Малашкиных в Газетном переулке
125 лет назад здесь начала выходить первая в Рязани частная газета
Ирина Сизова
Читайте в этом номере: