Сколько бы ни было нам лет, но всякий раз, проходя эту незримую границу, вслух или мысленно, мы итожим год прожитый и пытаемся заглянуть в будущее.
2010-й не был простым. Он словно решил проверить нас на прочность. Сначала – лютыми морозами. Потом – непривычной для нашей средней полосы жарой. Оставив все надежды на спасительные дожди, что заблудились где-то в европах, он воевал вместе с нами с огнем лесных пожаров, живя в их нещадном дыму, и сражался за каждый центнер зерна на выжженных, потрескавшихся от зноя полях. Год-испытатель. Год-труженик. Год потерь и обретений. Но были ли у нас когда-то годы бархатно-ласковые? Что-то не припомнится. А посему не станем сетовать. Это год нашей жизни, для каждого по-своему памятный.
Год приходящий тоже не обещает нам простой и легкой жизни по всем объективным показателям и субъективным суждениям. Но, приученные к борьбе с трудностями, мы от него хотели бы все же получить чуть больше стабильности, чуть больше уже забываемой нами главной достопримечательности ушедшей эпохи – уверенности в завтрашнем дне, который бы начинался с выпуска новостей, а не со сводки МЧС, как это часто было в году уходящем.
Ровно за три дня до наступления Нового года в Рязани, в Доме Салтыкова-Щедрина, чествовали Гюлаба Арамовича Мартиросяна – фронтовика, ученого, профессора радиоуниверситета, философа, писателя, журналиста. На стенде, где были представлены его труды (а их – десятки, от статей до философских трактатов), надпись: «Истина не приходит сама». Да, её приносят люди. Как, впрочем, и все остальное, чем наполнены наши дни и годы. И разве не мы сами выбираем содержимое нашего жизненного багажа и определяем, идти ли нам налегке или с полной выкладкой?
Помнится, в пору романтической поры перестройки в наш лексикон вошло понятие «человеческий фактор». Отчего-то сегодня его, как правило, используют только при объяснении причин катастроф и аварий. Что изменилось: время, мы, жизнь?
А человеческий фактор (в его первозданном смысле) жив. И сам жив, и всех нас спасает. И в затерянной в глуши скопинской деревеньке, где милиционер, рискуя жизнью, вывозил людей из разбушевавшейся огненной стихии, и на забытой Богом и людьми взлетной полосе, которая, благодаря стараниям авиатехника, отставленного от дел 16 лет назад, смогла принять терпящий аварию самолет и сохранить жизнь десяткам пассажиров. Чудо? Да. Обыкновенное. Человеческое. И таких чудес в нашей повседневной жизни – множество.
…Все-таки удивительный это праздник – Новый год. Есть в нем что-то сказочное. И волнующий запах свежей хвои, и белый снег, на который щедра нынешняя зима и который кажется особенно чистым после недавних пожарищ. И ожидание сказки в глазах малышей… «Что же из этого следует?» – «Следует – жить!». Для того и приходит к нам Новый год.