Весь мир всколыхнула новость о том, что в этом году лауреатом Нобелевской премии по литературе стал американский поэт и исполнитель Боб Дилан. Он удостоился престижной награды «за создание новых поэтических выражений в великой американской песенной традиции».
Что это? Новое понимание литературы? Разрыв шаблонов? Или политкорректность? Ведь ранее Нобелевская премия по литературе присуждалась исключительно на академических и литературоведческих основаниях. Литературные критики и журналисты не прекращают спорить о справедливости вручения данной награды. Кто-то считает, что эту премию Дилану предсказывали не первый год. Другие определяют данное событие как расширение границы жанров литературы. А кто-то просто потерял дар речи от неожиданности после решения жюри.
По мнению музыкального критика Артемия Троицкого, Боб Дилан – прекрасный поэт, совершивший переход из интеллектуальной поэзии в поп-культуру и доказавший, что рок-поэзия может быть сложной и метафоричной. «Какой русский не любит перечесть перед сном Боба Дилана», – иронизирует журналист, бывший редактор сайта телеканала «Дождь» Илья Клишин. «Полностью понимаю Нобелевский комитет: читать книги тяжело», – съехидничал нью-йоркский писатель Гари Штейнгарт.
Тем не менее недавно президент Российской академии образования Людмила Вербицкая предложила исключить из школьной программы по литературе «Войну и мир» Льва Толстого и некоторые романы Достоевского. По ее словам, это философские произведения, глубинный смысл которых не может понять подросток. При этом Вербицкая предложила дополнить школьную программу курсом «Православная культура», подчеркнув, что изучение его должно быть добровольным.
Многие литературоведы, библиотекари, педагоги отрицательно отнеслись к такому предложению. Ведь «Война и мир» – это кладезь человеческой мудрости, истории, патриотизма, к которой должен прикоснуться каждый уважающий себя и свою Родину человек. А творчество Достоевского – это художественные исследования человека, его сути, судьбы и будущего.
Да чего уж греха таить? Я не уверена, что, не ознакомившись в школе с этими произведениями, большинство людей вернется к их изучению позже. Особенно если профиль профессии далек от гуманитарного и времени свободного особо нет.
Недавно в Рязани прошел фестиваль национальной книги «Читающий мир», в котором огромное значение уделялось пропаганде и популяризации чтения. Председатель Российского национального комитета межправительственной программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Евгений Кузьмин, рассказывая о Национальной программе поддержки и развития чтения, отметил, что за десять лет существования она, к сожалению, показала незначительные результаты.
Кроме того, учителя, библиотекари, книгоиздатели и книготорговцы ежегодно наблюдают падение интереса к чтению. Нет, люди, которые любят читать и читают, есть и будут всегда! Но их в разы меньше тех, кто никогда не брал в руки книгу. Особенно среди молодого поколения.
Так называемая экранная культура, когда человечество осваивает мир через готовые картинки, упрощенно, все больше завоевывает сознание молодежи. Мир усложняется, а его восприятие остается примитивным. Возможно, именно поэтому для современных старшеклассников стало сложным освоить произведения Достоевского и Толстого.
И я ничуть не умаляю достоинств американской рок-легенды Боба Дилана и его «лирических композиций исключительной поэтической силы». И я не против изучения Библии в школе. Но… Я не уверена, что такими решениями можно возродить интерес к чтению, которое учит анализировать мир, характеры людей, делать глубокие выводы и наполняет жизнь смыслом. А Боб Дилан? Не, не читала…