Рейды «Город. Улица. Подросток» проводятся еженедельно в вечернее и ночное время во всех районах города с посещением мест, где обычно собираются несовершеннолетние, а также по месту проживания подростков, взятых под особый контроль. В них принимают участие специалисты комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, сотрудники полиции, представители социальной защиты населения, префектур, дружинники. Участницей одного из таких рейдов по Московскому району г. Рязани недавно стала корреспондент «РВ».
Организаторы проинформировали; в списке посещений 10 адресов, расположенных в Дягилеве, Мервине, в Приокском поселке и на Московском шоссе. Запланировано побывать в семьях, состоящих на учете, то есть в таких, где родители не выполняют свои родительские обязанности, а подростки – из разряда «трудных», попавших в поле зрения инспекций из-за совершенных правонарушений.
Странные взрослые
Начало рейда – два адреса в Дягилево. Первой посетили неполную семью, в которой поведение 37-летней одинокой женщины, матери двоих детей, вызывает массу вопросов. Недавно она была лишена родительских прав на старшего ребенка, которому еще не исполнилось двух лет. Мальчика по решению суда изъяли из семьи, так как мать пьет, а ребенок часто находился без присмотра. Родительница ни разу не навестила малыша, забыв о его существовании. На момент нашего прихода молодая женщина оказалась в легком подпитии. Появление инспекторов не вызвало у нее большой радости. Понятно, что лишиться второго ребенка женщине не хочется. Она получает на него положенные по закону пособия. Практически грудной ребенок является главным «источником» денежных средств. Малыш пока находится в семье, но у представителей всех контролирующих служб к одинокой маме накопилось много претензий. Участники рейда напомнили даме, что, если она продолжит вести асоциальный образ жизни, вопрос о лишении родительских прав вновь станет для нее актуальным.
В Дягилеве мы посетили и семью, в которой воспитывается трое детей. Отца нет. На учете в комиссии состоит 17-летний Николай (имена подростков изменены из этических соображений). В «активе» – прогулы занятий в школе, нежелание учиться и мелкие правонарушения. Закончив с трудом школу, молодой человек поступил в один из колледжей Рязани, но через месяц перестал посещать занятия. Что стало тому причиной, мама выяснить не смогла, так же, как и решить вопрос с его трудоустройством. С некоторых пор на заседания районной комиссии по делам несовершеннолетних мама и сын не являются, приглашения игнорируют. Сама женщина работает эпизодически, а на момент нашего прихода успела уже где-то выпить, но пообещала, что в ближайшие дни выберет время и обязательно придет вместе с сыном. А «сейчас он пошел навестить друга, который живет этажом ниже».
В этой квартире, где идет ремонт, находились двое подростков и мужчина-южанин. На поверку оказалось, что 34-летний гражданин одной из азиатских республик «просто дружит с подростками». По его словам, он даже иногда помогает им найти подработку, периодически дает деньги.
– У Николая и его мамы часто не бывает денег даже на проезд, поэтому парень перестал ездить на учебу, – объяснил мужчина. Такие речи вызвали удивление всех участников рейда: получается, что на спиртное мать деньги нашла, а на проезд в колледж для сына не смогла. Квартиросъемщик добавил, что подростки ему помогают: ходят в магазин, в аптеку, если он болеет. Выяснением личности мужчины, у которого не оказалось документов, занялся участковый уполномоченный, а представители комиссии и инспектор по делам несовершеннолетних выяснили имена и фамилии подростков: паренька 13 лет и девушки 15 лет. Само их пребывание в квартире, в которой проживает одинокий иностранец, вызвало недоумение.
Родителей подростков вызвали по телефону. Понятно, что они не обрадовались тому, как их чада проводят время. Но в таких случаях вопросы возникают не только к подросткам, но и к их родителям. Например, почему дети предпочитают компанию человека значительно старше их, да еще и без документов, и стараются меньше находиться дома? Во всяком случае, я никогда не видела, чтобы ребенок мог так бояться матери. Объяснения, что подросток чуть ли не с первого класса «достает» родителей, не выдерживают никакой критики. Скорее всего и ребенок, и его мама нуждаются в общении с психологом. Представители комиссии намерены разобраться в ситуации.
Надежда остается
Участники рейда проверили, как обстоят дела у 10 -летнего мальчика, документы на которого направлены в комиссию из-за повышенной агрессивности по отношению к одноклассникам. Дверь нам открыл знакомый семьи, которого мама попросила присмотреть за пареньком, пока она работает (на момент нашего прихода Саша занимался математикой). На вид вполне благополучный мальчик.
– Это твой котенок, Саша? – спросила я у мальчика, подхватив на руки красивого рыжего котенка, выбежавшего из открытой на наш стук двери. Паренек утвердительно кивнул, а серьезный мужчина, открывший дверь, внятно ответил на вопросы представителей служб.
За что же паренька на учет поставили? Оказывается, повод есть – дерется с детьми, брызгал в лицо девочке из перцового баллончика… Представители комиссии ждут маму ребенка на плановую беседу. Надежда на то, что с семьи со временем будет снят пристальный контроль, есть, так как этого хочет не только Саша, но и его мама.
Помощь идет
Перед завершением поездки посетили несколько семей на улицах Станкозаводской, Октябрьской, К.Маркса, Молодцова и Мервинской. Одна из них вызвала шквал негативных эмоций.
Калитка забора из алюминиевого профиля в частном доме оказалась открытой. Половина окна в террасе сломана, во дворе – сплошной мусор.
30-летней матери четверых детей дома не оказалось. Нас встретила бабушка и трое ребятишек: 8, 7 и 5 лет (четвертого ребенка, как пояснили участники рейда, воспитывает другая бабушка). Судя по всему, деток не только никто не стрижет, не моет, но и не задумывается над тем, сыты они или нет, здоровы ли. По ходатайству социальных служб старшую девочку оформляют в школу-интернат, а младшие пойдут в детский сад. Правда, бабушка не уточнила, в каком виде. Может, их все-таки отмоют и переоденут?
Пока идем по запланированным адресам, главный специалист аппарата комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Александра Батурина дает мне некоторые разъяснения: комиссия по делам несовершеннолетних не остается в стороне и помогает по возможности решать проблемы неблагополучных семей. В частности, направляет на лечение от алкогольной зависимости родителей из неблагополучных семей. Помогает устройству детей из таких семей в загородные оздоровительные лагеря, организует для них бесплатное питание в школах.
Всего на учете в комиссии по делам несовершеннолетних по Московскому району состоит 38 подростков от 10 до 17 лет и 13 неблагополучных семей. Количество неблагополучных семей и подростков вот уже несколько лет не меняется, хотя в Московском районе самое большое в Рязани детское население, а работа инспекционных служб осложняется отдаленностью микрорайонов. К району отнесены не только территории с городской инфраструктурой, но и деревни: Семчино, Канищево, Недостоево, Дягилево.
Рейд был насыщен не очень приятными впечатлениями. Порадовало только то, что за время рейда, который проводился с 20 до 24 часов, серьезных происшествий выявлено не было.
После наступления комендантского часа в Приокском, на улице Бронной, заметили двух девушек, на вид совсем юных. Девушки представили фото своих документов в гаджете – они уже взрослые. Пришлось извиниться…