Сегодня печатная пресса на перепутье. То, что не смог сделать идеологический диктат прежних времен – убить мысль, – вполне по силам свободным рыночным отношениям. Проникнув в чужую для себя сферу – производство нематериальных ценностей, они запустили процесс интенсификации, убыстрения создания текстов. Дойти до сути, показать взаимосвязь событий в такой гонке получается далеко не всегда. Оказалось, что журналист может писать и два, и три объемных материала в день. Может и четыре, только вряд ли такое творчество доставит удовлетворение ему самому и читателю. Далек от мысли, что издатели душат аналитику и всякое творчество. Они всего лишь следуют законам экономической целесообразности. Если то же количество строк могут писать два журналиста, зачем иметь в штате три или пять? А лучше даже вообще не брать никого, а полагаться только на внештатников. В ситуации, когда экономическая обстановка заставляет минимизировать издержки дорогостоящего печатного дела, журналистика (не путать с «информатикой», пиаром и копирайтингом) становится непозволительной роскошью.
Ясен Засурский, президент факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, недавно в интервью «Российской газете» с сожалением говорил о том, что с рынка печатных СМИ уходят прежде всего аналитические издания. Не могу не согласиться с ним. Невостребованными оказываются именно профессионалы, люди думающие, а не певцы гламура, ловящие читателей на удочку низменных страстей. Но обделенным оказывается всё общество. То, что раньше делал журналист – обобщал разрозненные факты, излагал версии развития событий – нынче должен делать простой читатель ленты новостей. А у него голова забита другими мыслями, ему, как правило, не до обобщений.
Еще одно обстоятельство, стремительно меняющее облик СМИ во всем мире, – революционное развитие электронных средств массовой коммуникации. Мы еще плохо представляем себе, в каком мире можем завтра проснуться. Появление айпэдов, технологий электронных чернил и электронной бумаги, распространение широкополосного Интернета меняют характер отношений читателей и издателей. Свежий номер некоторых газет, журналов уже сегодня можно скачивать на беспроводное электронное устройство, да еще с кучей приложений. Совсем скоро привычка нажимать на клавиши и кнопки, а не листать страницы может закрепиться на уровне генной памяти.
Конечно же, не электронные устройства сами по себе изменят облик журналистики, а те возможности, которые они дают аудитории. Пользователь сети больше не пассивный читатель, он – писатель и выразитель мнений определенной социальной группы.
Интернет-СМИ вбирают в себя отклики читателей в режиме реального времени, блоги, частное видео, они превращаются в продукт совместного творчества журналистов, модераторов и аудитории. Интернет-СМИ движутся в сторону более четкой упорядоченности и структурированности содержания. Недалек тот день, когда начнется автоматическое измерение параметров пользователей и адресная доставка контента.
Эксперты предвидят будущее, когда текст начнет разговаривать с текстом, то есть читатель сможет общаться уже с искусственным интеллектом Интернета. Но где же во всем этом место журналиста? Одна из древнейших профессий никуда не исчезнет. Помнится, на Дальневосточном форуме журналистов главный редактор «Известий» Виталий Абрамов сравнил сообщения тех же блогеров с потоком горного селя. Их творчество зачастую анонимно, и нельзя быть уверенным в том, что реальность такова, какой они ее описывают. Профессиональный журналист всегда виден и узнаваем, он в ответе за свои слова, и ему нельзя скрываться под «ником». Кто же еще, кроме него, дойдет или дозвонится до первоисточника, соберет мнения, сопоставит факты? Эта большая, энергоемкая и зачастую неблагодарная работа и называется профессиональной журналистикой.