07:55 МСК
Вторник
27 / 02 / 2024
1189

Похождения Чичикова

Цикл графических произведений, посвященных поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», можно увидеть в областном художественном музее
Автор фото: Вероника Шелякина | Похождения Чичикова
Фото автора.

Сергей Алимов – художник мультипликационного кино, театра, график, академик Российской академии художеств, народный художник России, член Российской академии кинемато­графических искусств, профессор ВГИК. Много лет он работает в книжной графике, иллюстрировал более сотни произведений мировой классики. Среди них – «История одного города» М. Салтыкова-Щедрина, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Крошка Цахес» Э.-Т.А. Гофмана.

В залах областного художественного музея имени И.П. Пожалостина можно увидеть сорок иллюстраций к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», выполненных в 2013 году в технике шелкографии. Автор передал свое видение и представил пластическую интерпретацию гоголевских персонажей.

– Творчество этого писателя меня всегда интересовало. Помню, в моменты грусти я раскрывал том «Мертвых душ» и читал несколько глав. Получал огромное наслаждение. При этом каждый раз наталкивался на мысль, что хочу изобразить сцены из жизни героев на бумаге. Будучи студентом, начал делать эскизы, – вспоминает Сергей Алимов.

Впервые «Мертвые души» с его иллюстрациями вышли в свет в 1972 году. С тех пор работа над их интерпретацией продолжается. Художник пробовал разные техники: рисунок, литографию, шелкографию. И оказалось, что именно шелкография позволяет передать глубину гоголевского текста и дает остроту изображения.

– Сейчас я иногда перебираю работы в своей мастерской и думаю, что серию графических иллюстраций «Мертвых душ» можно дополнить. Вообще творчество Гоголя безгранично, – говорит Сергей Алимов. – Необходимо, чтобы рисунки соответствовали впечатлению, которое остается у человека после прочтения произведения. Если читатель, увидев иллюстрацию, сразу скажет: «Да, это по Гоголю», значит, художник справился со своей задачей.

По мнению доцента кафедры литературы РГУ имени С.А. Есенина, кандидата филологических наук Ирины Грачевой, многие считают Н.В. Гоголя хрестоматийным писателем, а школьники не всегда понимают глубину его произведений. Поэтому в зрелом возрасте редко кто перечитывает Гоголя.

– Подобные выставки заставляют не только вспомнить то, что мы изучали в школе, но и понять классические произведения, которые не смогли осознать в юном возрасте. Может быть после осмотра экспозиции кто-нибудь захочет вновь почитать страницы гоголевского текста и поразмышлять, – говорит Ирина Грачева. – Что касается иллюстраций, представленных на выставке, то в них есть одна особенность. Нельзя сказать, что все эти образы персонажей выполнены в реалистической манере. Они шаржированы. Читая «Мертвые души», улавливается ироническое отношение Гоголя к описываемым событиям. И только в некоторых лирических отступлениях автор более менее серьезен. Поэтому гоголевский дух в иллюстрациях очень хорошо ощущается.

Во многом символично, что параллельно в одном из залов работает выставка из фондов музеев Москвы и Рязани к 200-летию со дня рождения Петра Михайловича Боклевского – одного из первых и самых значительных иллюстраторов поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

– Оказывается, что время идет, а героев Гоголя художники видят почти одинаково. Я смотрела на изображения Коробочки, Ноздрева, выполненные Сергеем Алимовым, и вдруг начала узнавать их прообразы, которые создал Боклевский. Их можно было, конечно, видоизменить, утрировать какие-то черты характера. Но в целом, мне кажется, все иллюстраторы Гоголя вышли из Боклевского, – считает Ирина Грачева.

Выставка в областном художественном музее продолжит работу до 27 ноября.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 205 (5246) от 03 ноября 2016 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Здесь дух искусства жил и будет жить!

Дом, полный чудес

Зал на Грибоедова

Здесь дух искусства жил и будет жить!
На такие строки вдохновило поэтессу Светлану Лучик 35-летие Полянской детской школы искусств
Читайте в этом номере: