01:25 МСК
Четверг
11 / 08 / 2022
1444

Воевода всея Руси

Какой мечтой живут Исады?
Автор фото: Димитрий Соколов | Воевода всея Руси
Фото автора.

14 лет назад в календарь Дней воинской славы вошла знаменательная дата – 4 ноября, отмечаемая как День народного единства. Праздник установлен в память об окончании Смутного времени, когда народ нашел в себе силы сплотиться против польско-литовских интервентов. Поправка в федеральный закон о победных днях России содержала следующее обоснование: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа».

Не все могут сообщить нам пояснительные записки к законам. В день праздника редко звучит имя еще одного выдающегося военно-политического деятеля ХVII века – Прокопия Петровича Ляпунова. В 1611 году рязанский воевода создал и возглавил первое рязанское ополчение за освобождение Москвы от иноземных захватчиков. Он создал первую русскую конституцию, вступил в борьбу с коррумпированным боярством и был предательски убит казаками в результате заговора. Неизвестно, как развивалось бы народно-освободительное движение Смутного времени, если бы не подвиг Прокопия Ляпунова, возвысившего свой голос в защиту Русского государства и православия. Нам этот герой близок особенно. Менее чем в ста километрах от Рязани, в селе Исады, находилась родовая вотчина Ляпуновых. Это село само по себе достойно того, чтобы стать памятником выдающимся деятелям России. Пасмурным осенним утром отправляемся в Исады.

В этом селе на высоком берегу Оки с красивым названием Исады и впрямь ожидаешь увидеть много садов. Здесь когда-то жил помещик Кожин, дедушка знаменитого искусствоведа Георгия Карловича Вагнера, чьим именем названо в Рязани художественное училище. Владимир Николаевич Кожин устроил в селе дивные сады и, по свидетельству внука, выращивал не менее 20 сортов яблок. Это было еще до революции. Но и в советские времена местный колхоз слыл фруктовым и овощным гигантом, богатые урожаи отправляли пароходами вниз по Оке, а сейчас в бывшем барском саду яблоки можно собирать даром. Вокруг ни души, и плоды устилают ковром пожухлую растительность. Под яблонями другого сада – школьного – бегают на переменке юные жители Исад. Некоторые забрались на кузов автомобиля ГАЗ-51.

– Что это они там распрыгались? – спрашиваю директора школы Николая Шарова, с которым мы прогуливаемся по коридру.

– Мы из допотопного грузовика сделали уличную сцену. Очень романтично – весной снова зацветут яблони и вишни, а мы будем петь бардовскую песню и отмечать День Победы, – мечтает директор.

Николай Владимирович Шаров работал когда-то директором известной рязанской спортшколы, но давно перевернул в своей жизни эту страницу, поселился в Исадах, построил дом, завел пасеку, сейчас ведет уроки труда и строит школьную флотилию. Скоро со стапелей учебной мастерской сойдет второй парусник – мореходное трехмачтовое судно. Название ему пока не придумали. А первый корабль назвали «Мечтой».

– Мы хотим построить его в славянском стиле и чтобы носовую часть увенчала какая-нибудь скульптура, – прохаживается вдоль швертбота Николай Владимирович. – Устроим регату на Оке, и мальчишки будут учиться управлять парусами, орудовать веслами.

– Вы, наверное, в детстве мечтали плавать по морям?

– А какой мальчишка не мечтает? Но мы о таких приключениях в школьном возрасте и помыслить не могли. А сейчас любую задумку легко претворить в жизнь, если серьезно к ней подойти.

В день самоуправления в школе показывали легендарный фильм «Доживем до понедельника» 1968 года выпуска.

– Интересно было понаблюдать за реакцией: может, кто-то узнает себя в героях фильма и поставленные вопросы окажутся близкими, – размышляет директор.

– Узнали?

– Я, например, увидел, что у директора школы такие же мысли и заботы, как у меня. Вообще-то о многом задумываешься после таких просмотров. Каждый из нас живет мечтой. И знаете, это хорошо, только такая жизнь и доставляет удовлетворение. Если учитель теряет мечту, он становится… Наверное, только практиком, который во всем ищет выгоду. Рассуждает: вот я урок провел и до свидания, мне за то, что я останусь в классе, не заплатят. А дети, может быть, увлеклись и хотят увидеть продолжение. Как все это посчитать, измерить баллами, стимулирующими выплатами?

•••

Напротив школьного крыльца стоит гранитный обелиск, пока безымянный. Камень привезли с места, где находился некрополь Ляпуновых, и сохранили его для истории. Возле камня встречаю старожила села Валентина Лукашина и замдиректора школы Людмилу Ларкину. Валентин Васильевич делится своими соображениями, какую гравировку нанести на обелиск с четырех сторон. Одна сторона точно будет посвящена роду Ляпуновых. На остальных появятся имена тружеников, прославивших родную землю. И это будет краеугольный камень в фундамент села Исады, которое, по замыслу инициативной группы по возрождению памяти Прокопия Ляпунова, само должно стать памятником народному единению, сплоченности во имя высоких идеалов.

– Ну разве это справедливо, что нигде в России, ни в одном городе, ни в одном селе, нет до сих пор памятника руководителю первого народного ополчения, возвысившему свой голос в защиту Родины и православной веры, – Валентин Лукашин ведет меня к белокаменной церкви Воскресения Христова, построенной сыном и внуком Прокопия Ляпунова в память о своем отце и его подвиге. – Ведь ужас что творилось в те лихие годы, более опасного и трагического времени страна, наверное, не переживала, потому что власть была парализована, в высших кругах засели предатели, и уже под ударом находилась православная вера. И тогда лучшие люди, которых и не знал никто, поднялись за Отечество. И они-то оказались солью земли, а не царедворцы, бросившиеся

врассыпную. Патриарх Гермоген говорил: «… воевода, властитель Рязанской земли, Прокопий Ляпунов не дал в расхищение и вечное падение царствующего града Москвы».

•••

По пути к церкви мы решаем зайти в гости к народному художнику Виктору Иванову. Живет он как раз на улице Прокопия Ляпунова. Улица обязана своим названием Виктору Ивановичу, собравшему подписи жителей и добившемуся решения во властных кабинетах. Иванов – художник не просто известный, а знаменитый, его картины представлены в каталогах мировых выставок и музейных коллекциях, он член различных академий и лауреат государственных премий. Словом, настоящий авторитет и большая величина в мире изобразительного искусства. В Исады художник приезжает на пленэр, живет с весны до поздней осени, пишет крестьян, местных тружеников, многие из этих портретов выставлены в художественной галерее его имени в Рязани.

Дом в Исадах у него скромный и неказистый, принадлежал когда-то бывшему священнику. С застекленной веранды открывается прекрасный вид на яблоневый сад. Художник много сделал для того, чтобы имя Ляпунова не стиралось из народной памяти. Возрождению белокаменной церкви, пока единственному архитектурному сооружению, напоминающему о роде Ляпуновых, село обязано ему.

– Да, история была долгая, – в глазах художника вспыхивают радостные огоньки. Не подумаешь, что человеку 92 года. – Начал я действовать без всякой веры в благополучный исход дела еще в 70-х – 80-х годах прошлого века. Дошел до Совета министров СССР, оттуда получил заверения: на уровне обкома партии вам препятствий чинить не будут. Начальники придумали благовидный предлог – второй этаж церкви отдать под мою художественную галерею. И это дало мне законный повод добиваться полного восстановления храма. Свою первую государственную премию я отдал на его реставрацию. Ну а галерея моя, вы знаете, находится в Рязани. Я радуюсь тому, что она гармонично врастает в жизнь большого города, в общество, в сознание людей. Все картины – а это 600 работ, я передал в дар Рязани.

Фотография храма висит на самом видном месте в комнате с деревянными стенами и полами, простой аскетической обстановкой. Глядя на снимок, Виктор Иванович задумчиво продолжает:

– Их не так много в истории, духовных опор. А у нас в Рязанской области есть имя, значимое в общероссийском масштабе. Прокопий Ляпунов, рязанский дворянин, искал свой путь и нашел. Он симпатичен народу своей сложной натурой, жаждой правдоискательства. Его разрывали на части сомнения в правильности своего пути, но он преодолел их и стал цельной личностью, в которой все было подчинено поиску истины. Он защищал народную правду, но он же был и представителем знатного обеспеченного сословия, поэтому фигура Ляпунова не противоречит чувствам всех слоев нашего общества, она действительно объединяет и сплачивает всех. И это имя вновь все чаще откликается в людях благодарной памятью, пробуждает патриотический настрой. Когда-то мне приходилось убеждать земляков в том, что нужно назвать улицу именем Прокопия Ляпунова, у многих оно не вызвало никаких эмоций, мыслей, а сейчас люди находят в его судьбе отклики своим чаяниям.

•••

Получится или не получится затея с памятником Прокопию Ляпунову в Исадах? Иванов и Лукашин горячо обсуждают эту тему за столом посреди комнаты, в которую медленно вползают сумерки. В следующем году селу исполнится 800 лет, будут отпущены средства на праздник. Все это необходимо, конечно, но как бы не получилось, что гуляния, песни и танцы схлынут, а вспомнить снова будет нечего. Лучшим подарком к памятной дате могло бы стать скульптурное изваяние героя этой земли.

– Когда ты что-то делаешь, не нужно ждать благодарности, надо просто делать без оглядки, – замечает в беседе Виктор Иванов. Он смеется: – Помню, когда уже восстановили храм, мимо моего дома ходили бабушки и кричали: «Художник, выходи!» – с таким подтекстом, что, мол, пора бы мне освободить дом священника.

Хотя более уважаемого и известного человека, чем Иванов, в селе нет. Он почти всех здесь знает по именам, заходит в гости, лица крестьян села Исады на его портретах – это теперь в мировом искусстве обобщенный образ всего российского крестьянства.

Валентин Лукашин листает выставочный каталог, находит в нем портреты мамы и дедушки. Дед нарисован в фуражке и с бородой. «Когда я попросил его позировать, он сказал: «Хочу в мущинском виде предстать», – рассказывает художник историю портрета. И словно ниточка протягивается к нам в этот миг из прошлого, вот уже и внуку за восемьдесят, и художник разменял десятый десяток, и кажется, что далекий предок сейчас среди нас, и все вместе они улыбаются в приятной компании.

Где стоять памятнику, давно решили. Конечно же, на Красной горке, недалеко от церкви. На высоком мысу с видом на Оку, где когда-то, словно маяки, стояли Белый дом Ляпуновых и Красный дом Ржевских, разобранные местным колхозом на кирпичи в середине прошлого века. «Время разбрасывать камни, и время их собирать». Возле белокаменного храма в ста шагах от места, где камни памятников истории в буквальном смысле растаскивали, эти библейские слова вызывают какой-то особенный резонанс в душе. В Исадах помещик князь Григорий Ржевский в конце 18 века создал балетный театр из крепостных актрис и выстроил для него двух­этажное здание, так называемый «Красный дом». Крепостные балерины Ржевского блистали на сценах Большого театра и Мариинки. Здесь же, в Исадах, породнились потомки немецкого композитора Рихарда Вагнера и знаменитого русского мореплавателя вице-адмирала Головнина. Об удивительной истории села вам расскажут в Спасском историко-археологическом музее, покажут фотографии помещиков и их исчезнувших усадеб.

Но где же та часть экспозиции, что посвящена Прокопию Ляпунову и Смутному времени? В музее ее до сих пор нет, только к Дню народного единства устраиваются временные мини-выставки. Директор музея Марина Ершова говорит, что есть трудности с подбором экспонатов – книги и газетные вырезки под стекло ведь не положишь.

Может быть, для начала картину заказать у хорошего художника? Да и есть уже живописные полотна о подвигах рязанского воеводы, написанные художником Е. Борисовым: «Рязанский воевода Прокопий Ляпунов благодарит князя Пожарского за спасение» и «Архиепископ Рязанский Феодорит благословляет князя Пожарского и Рязанского воеводу Прокопия Ляпунова на борьбу с иноземцами в начале 17 века».

Валентин Лукашин считает, что нужно двигаться разом во всех направлениях. Его инициативная группа уже разработала развернутый план подготовки к 800-летию села Исады, представили его в областном правительстве и получила одобрение. В списке мероприятий – создание проекта достопримечательного места и мемориального комплекса села Исады, изготовление памятника Ляпунову и благоустройство родового захоронения. Нужен селу с богатой историей и свой краеведческий музей, он вполне может разместиться в здании клуба, которое тоже нужно срочно ремонтировать. Ну и, конечно, экспозиционные пробелы пора восполнить в Спасском краеведческом музее, куда заходят «отдыхающие дома» туристы, прежде чем отправиться к археологическому памятнику под открытым небом – на городище «Старая Рязань». А дальше – прямой путь до Исад, сыгравших такую важную роль в истории Смутного времени.

А вообще все логично и правильно. За возрождение памяти о народном воеводе ратует народная инициативная группа. Кто только в нее не входит – художники, бизнесмены, учителя, пенсионеры. Всех снова объединил Прокопий Петрович Ляпунов и призвал к благому делу.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 206 (5247) от 04 ноября 2016 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Душевные места
Иван Назаров
Грани мира, мыслей грани
Работы московской художницы Ларисы Серовой позволяют посмотреть на вещи с неожиданных ракурсов
Татьяна Клемешева
Читайте в этом номере: