Председателя Рязанского регионального отделения Общероссийской Ассоциации учителей русского языка и литературы Галину Владимировну Карпачеву до весны прошлого года знали лишь как директора областного Центра образования «Дистанционные технологии». Это учебное заведение в ряду других себе подобных, открытых более чем в 70 регионах России, начиная с 2009 года, выполняет сложную и благородную задачу; обучать и воспитывать в рамках программы обычной средней школы детей, которые по тем или иным причинам, связанным с ограничениями здоровья, не могут посещать по 6-7 уроков в массовой школе. В дистанционном образовательном центре на 167 учащихся приходится 147 учителей – почти по одному на каждого ученика. И первые результаты деятельности центра говорят о том, что у его выпускников есть много шансов полноценно устроиться в жизни…
Однако, могут спросить читатели, какое все это имеет отношение к Ассоциации учителей словесности? По словам Г.В. Карпачевой, в 70-х годах выпускницы факультета русского языка и литературы Рязанского пединститута, самое прямое. Поскольку дистанционное обучение сегодня – главная инновация современной школы, то в центре собралось больше, чем где-либо, молодых, в духе времени образованных, творческих педагогов. В то же время они трудолюбивы, терпеливы, ответственны. В дистанционном центре создалось сильное, многочисленное (около 20 человек) методическое объединение учителей словесности.
– В 2015 году, – рассказывает Галина Владимировна, – мы большим составом попали на Всероссийскую методическую конференцию, которая проходила в Рязанском университете имени С.А. Есенина. И там выступала председатель Координационного совета Общероссийской Ассоциации учителей русского языка и литературы Людмила Васильевна Дудова. Она говорила с таким огромным чувством любви к русскому языку, что ее слова легли нам на душу. Позже, когда мы в неофициальной обстановке, за чаепитием обсуждали в университете то, что нам довелось услышать, одна из наших учительниц сказала: «А почему бы нам не создать региональное отделение ассоциации? Уже во многих городах они есть». Мы дружно ее поддержали и записались в региональное отделение Ассоциации почти всем нашим методобъединением, в которое входят не только педагоги, работающие в Рязани, но и в четырех филиалах центра, располагающихся в Касимове, Спасске, Скопине, селе Демушкино Сасовского района. Так что первоначально региональное отделение ассоциации включало в себя лишь 17 наших учителей. Теперь его состав увеличился до 64 человек. При этом должна сказать, что преимущественное большинство в нем за педагогами учреждений области; школы Рязани представлены пока мало. Главным образом те, с которыми дистанционный центр сотрудничает в рамках инклюзивной деятельности. Особенно тесно дружим со школами № 3, 51, 10, 14, 15, 17. До других образовательных учреждений наш призыв присоединиться к ассоциации, видимо, не дошел, хотя мы всем рассылали пригласительные письма.
Р.В. – А что это может дать учителю?
Г.К. – Прежде всего – информацию – это большой дар. Многие учителя-словесники, замкнувшись в своем привычном пространстве, и не подозревают, сколько интересного и ценного для них происходит сейчас в педагогическом сообществе. К нам же информация об этом поступает со всех концов страны. Например, рязанские педагоги, входящие в региональное отделение ассоциации, принимали участие в первом и втором Всероссийских форумах преподавателей русского языка и литературы, которые проходили в Махачкале и Волгограде. Рязанские учителя могут через ассоциацию поделиться опытом, ведь среди них немало высоких профессионалов, о чем свидетельствуют, например, результаты ЕГЭ по русскому языку, где мы в числе лучших в России.
Наверное, вам известно о том, что наше региональное отделение вместе с Рязанским региональным отделением Всероссийского педагогического собрания (председатель О.Н. Маслюк) получило грант на осуществление проекта под названием «Методический год словесников Центральной России: вместе сохраняем культурное и образовательное пространство, делимся опытом, отвечаем на вызовы времени». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров». Методический год начался в августе. В его рамках прошла, например, такая интересная акция, как «Есенинский диктант», в котором приняли участие люди разных возрастов и профессий, живущие на территориях от Севера и Сибири до Крыма; осуществляется межрегиональный онлайн-проект «Читаем Есенина вместе»… К нам пришло уже более 100 видеороликов с декламацией стихов поэта, более десятка видеозаписей по номинации «Публичное выступление» – география опять же широчайшая. По итогам этого проекта будет издан сборник материалов. В рамках методического года 31 октября состоялся вебинар «Преподавание русского языка на современном этапе развития школьного филологического образования». Запланировано также еще несколько вебинаров по актуальным вопросам преподавания, сохранения и популяризации русского языка и литературы. Будут и другие мероприятия, не менее значимые. Я приглашаю учителей к активному участию в методической акции длиною в год и еще раз напоминаю, что двери Ассоциации учителей-словесников всегда открыты для них. Вступайте в нее, коллеги, вместе мы можем поднять любые проекты.
Р.В. – Говоря словами популярной песни советских лет, вы приглашаете коллег «на работу славную, на дела хорошие»… Хочу предложить одно из них. Сейчас много говорят о неоправданном употреблении иностранных слов в названиях магазинов, учреждений, рекламе, но, как правило, дальше слов дело не идет. А что если ваши товарищи по ассоциации квалифицированно, как подобает специалистам, проанализировав положение, сложившееся в нашем областном центре и районах, составят некий обобщающий документ или письмо, где выскажут свои пожелания в адрес властей?
Г.В. – Хорошее предложение, мы его обязательно обсудим…