15:25 МСК
Понедельник
22 / 04 / 2024
3140

Родом из «малой Шотландии»

Николай Гусев – человек разносторонних талантов

Он руководил работой рекламного агентства при Доме актера в Москве, был директором в коллективе Филиппа Киркорова, исполнительным продюсером телевизионного сериала «Широка река». А еще Гусев режиссер – помимо театральных постановок и различных шоу-программ, снял два фильма: «Северный ветер» и «Алиби на двоих». К тому же он актер – тринадцать ролей только в кино. Причем диапазон Гусева настолько широк, что позволяет ему органично проживать драматическую судьбу холодного циничного негодяя (следователь Панин из сериала «Широка река») и быть комичным, трогательным, добрым, в чем-то беззащитным (стилист Дионис из фильма «Золушка.ru»). Как режиссер Гусев имеет собственный взгляд на мир, независим в суждениях, довольно строг, можно сказать, авторитарен, и в то же время он безгранично любит людей, работающих на съемочной площадке.

Р.В. – Николай Сергеевич, что вам ближе – режиссура, актерство или работа продюсера?

Н.Г. – Вы знаете, продюсер – это занятие вынужденное. С одной стороны, была необходимость выживать. Многие, думается, помнят лихие девяностые годы прошлого столетия. Тогда приходилось браться за любую работу. С другой стороны, зная о моих пробивных способностях, друзья просили поучаствовать в том или ином проекте. А вот актер и режиссёр – это потребность души.

Свой осознанный выбор я сделал в детстве. Уже в десятилетнем возрасте сказал, что хочу быть артистом, и стал заниматься в театре юного зрителя при Дворце культуры им. В.И. Ленина. Хорошо помню своего первого наставника – Татьяну Юрьевну Сысоеву. Мне нравилось, что к нам она относилась очень ответственно и требовательно. Мы для нее были и детьми, и настоящими артистами.

С нами занимались актерским мастерством – ставили речь, учили двигаться на сцене. Нам прививали умение жить в коллективе: ответственность, чувство локтя, понимание лидерских обязанностей. В двенадцать-тринадцать лет я твердо знал, что мало самому хорошо отыграть свою роль, существует и дополнительная ответственность – за своих партнеров, за весь спектакль. Особенно если твоя роль главная.

Р.В. – Роль Диониса в фильме «Золушка. ru» назвать главной нельзя, но и назвать ее эпизодической язык не поворачивается. Она настолько вкусно сделана, настолько ярка, что оживляет собой весь фильм. Как вы сами относитесь к этой работе?

Н.Г. – Скажу честно, я не хотел сниматься в этом фильме. Роль Диониса, со шлейфом предлагаемых обстоятельств (а он по фильму человек нетрадиционной ориентации) была мне непонятна. Два месяца режиссер фильма Саша Замятин меня уговаривал. Я отказывался, предлагал ему замены, проводились пробы. За неделю до съемок Саша пришел и сказал: «Либо ты будешь играть, либо ты меня подставишь». Мне пришлось согласиться, но мы уговорились, что играть Диониса я буду несколько отстраненно, не на бытовом уровне, а как артист, наблюдающий за персонажем со стороны. Исходя из этого я и лепил образ своего Диониса. Он для меня человек, живущий в придуманном мире, виртуозный артист с большим чувством юмора.

Была и еще одна сложность в работе над этой ролью. Вхождение в образ начиналось со сцены на вокзале, то есть с последнего эпизода. Потом снимался предпоследний эпизод, затем предпредпоследний – и так вся роль. Вот почему я считаю, что вложился в своего Диониса только процентов на тридцать от того, на что был способен.

Р.В. – Сериал «Северный ветер» был вашим режиссерским дебютом в кино. И сразу же вы стали работать с такими знаменитостями, как Юозас Будрайтис, Елена Казарина, Георгий Штиль, Владимир Стержаков, Евгений Сидихин, Олеся Судзиловская, Анатолий Белый. Страшно не было?

Н.Г. – Не было. Все они актеры высочайшего класса, но в то же время очень человечные и простые. Мы разговаривали с ними на одном профессиональном языке, и с первых дней в группе установилась атмосфера доверия. Если мне что-то не нравилось, то я прямо говорил об этом. Я сразу же всем сказал, что мне не нравится сценарий: слабый, с плохо прописанными диалогами, таким языком никто не разговаривает.

Но я также сказал, что сам постараюсь влюбиться в этот фильм и сделаю так, чтобы в него влюбились все. Многие диалоги пришлось переделывать заново, добавлять какие-то эпизоды, четче прописывать линии героев второго плана. Я твердо убежден, что существование главных героев в фильме напрямую зависит оттого, как чувствуют себя все персонажи: короля играет свита.

Р.В. – С вами соглашались или спорили?

Н.Г. – Актерам моя трактовка нравилась, они ее принимали. И, как я уже сказал, у нас получалось говорить на одном и том же языке.

Р.В. – Значит, у вас все получалось так, как хотелось вам?

Н.Г. – К сожалению, нет. Были обстоятельства, которые не позволяли мне снимать так, как хотелось. Мне до сих пор не нравится, как Олеся убегает от злодея. Мне виделось, что она выпрыгнет из машины на ходу, но от этого эпизода пришлось отказаться. Дело в том, что Олеся была уже на пятом месяце беременности. Сама она соглашалась на этот трюк, но я сказал, что ни один Голливуд и «Оскар» не заставит меня рисковать ее ребенком. А потому по фильму машина останавливается, Анатолий отвлекается на звонок по телефону, а Олеся открывает дверь и убегает. Снято совсем не так, как хотелось и виделось, но тут уж ничего не поделаешь.

Р.В. – Николай Сергеевич, собирая о вас информацию, смотрел материалы в Интернете и нигде не нашел, что вы родом из Скопина.

Н.Г. – Не понимаю, почему так произошло, но я никогда не скрывал, что родом из Скопина. Наоборот, я не просто горжусь своим городом, а по-настоящему люблю его. Часто приезжаю сюда, город год от года хорошеет. Люблю встречаться с друзьями, которых у меня здесь немало. Люблю бродить по ближайшим окрестностям, особенно весной, когда все покрывается изу-мрудной зеленью. Скопин находится на холмах, и холмы окружают его, а потому я называю его «маленькой Шотландией». И где бы я ни жил, всегда помню, что мои корни в Скопине.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 4 (3807) от 15 января 2011 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Победа на «Волжской метелице»
Рязанка стала дипломантом престижного конкурса
Владлен Гордиенко
«Черная» серия ХК «Рязань»
Четыре матча на выезде провели наши хоккеисты и во всех потерпели поражения
Юрий Матыцин
Читайте в этом номере: