07:23 МСК
Среда
19 / 02 / 2025
1078

В блеске таланта

На рязанской сцене – певица мирового уровня

Заслуженная артистка России, лауреат Всесоюзного конкурса имени М.И. Глинки, Международного конкурса имени Марии Каллас, приглашенная солистка Гамбургской оперы Марина Шутова совершает концертный тур по России в память о любимом педагоге Елене Образцовой. 5 ноября в камерном зале Рязанской областной филармонии Марина Шутова выступила впервые.

Выступления певцов мировой сцены в Рязани любят и ждут каждого концерта с нетерпением в предвкушении неповторимой встречи. Марина Шутова – русская оперная дива, начинала свою артистическую карьеру солисткой Государственного академического Большого театра. Ведущие партии для меццо-сопрано в русских и зарубежных операх – жизнь, которую нельзя пересказать, а можно только еще и еще раз пропеть фрагменты партий в концертных программах.

Слушатель ценит артиста-лицедея. Именно такой, неповторимой и удивительной, была народная артистка СССР Елена Образцова. Неповторимыми и удивительными педагог Образцова видела своих учеников, свято веря в их возможности. Какими путями артисты идут к своим героям? Встречаются с ними, становятся ими и несут в себе неземной мистический груз уже пережитых и еще только задуманных ролей. В своих концертных выступлениях Елена Образцова нередко выходила за пределы классического репертуара, исполняла популярную песенную классику. Публика провожала ее овациями, а она изливала мегатонны любви, стирая границы между сценой и залом.

Хороший учитель радуется своему продолжению в своих учениках. Это очень теплое, родительское чувство. Марина Шутова – блистательная прима, обладающая богатейшим арсеналом музыкально-артистических качеств. Школа Елены Образцовой – это образ жизни, следование своим природным данным и раскрытие природных качеств в исполнительстве. Артистическое обаяние Марины Шутовой велико. Глубокое бархатное меццо-сопрано, переливающееся тончайшими оттенками звука. «Капризное» меццо, неподдающееся на «раз, два, три…», требующее колоссальной внутренней работы и самодисциплины.

Пока звучала классика – ария Далилы Сен-Санса, романсы и песни Грига, Рубинштейна, Чайковского и Рахманинова, Марина Шутова и ее великолепный концерт­мейстер Игорь Белоконь являли собой великолепный союз безупречно строгого стилевого шарма и чуткого взаимопонимания.

Широта артистического диапазона Марины Шутовой раскрылась во втором отделении, когда она исполнила несколько старинных русских романсов. Перевоплощение абсолютное, вживание в роль полное. Жанр «жестокого» романса – это параллельный мир с высокой классикой. Его клеймили позорным званием «пошлая цыганщина», а великие певцы пели правду жизни, вынося на зрителя всю глубину и боль из закоулков русской души. «Шелковый шнурок» и «Вернись» Прозоровского, «Все, что было» Давыдова – репертуар советского андеграунда. На телевидении и радио строжайший запрет. Но русскую душу на замок не запрешь и жестокими запретами не испугаешь. Поем, плачем и опять поем.

Мы часто говорим «то время», «это время», а музыка оказывается вне времени. Марина Шутова пела на концерте песни Пахмутовой, Фрадкина, Блантера, и зал подпевал ей. И это не все, что приготовила Марина в подарок рязанцам, оставив премьерное исполнение на завершение своего концерта в память о Елене Образцовой. Два романса из репертуара Николая Носкова на стихи Гумилева и Пастернака – «Отравленная кровь» и «Свеча горела» были исполнены с той долей чувственной правды, после которой не остается никаких сомнений, что этот концерт – неповторимая встреча. Марина Шутова по­благодарила известную в нашем городе пианистку Минну Маргарян за записанный по слуху с фонограммы нотный текст аккомпанемента в переложении для фортепиано. Минна Маргарян поднялась на сцену и села к роялю. Вместе с Мариной Шутовой они исполнили «Утро туманное» из авторского сборника обработок песен и романсов, который был подарен певице и принят ею с благодарностью и любовью к Рязани и рязанскому слушателю.

Из зала попросили спеть на «бис» Хабанеру из «Кармен» – любимую роль Елены Образцовой. Марина Шутова согласилась, но… обещала спеть Хабанеру с оркестром в следующий свой приезд, как и положено блистательной Карменсите всех времен. Думаю, что ждать долго не придется и Марина Шутова снова предстанет перед рязанцами во всем блеске своего таланта. Поэт Гисматуллин посвятил Елене Образцовой поэтические строфы, очень точно выражающие самую суть ее творчества: «Как веточку дождя поставить в вазу?..» Просто смотреть, слушать и откликаться всей душой на голос, который только для тебя.

Ирина Нестерова

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 209 (5250) от 10 ноября 2016 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

В Кадоме начала работу международная конференция, посвященная выдающемуся уроженцу Рязанского края Герману Аляскинскому

Творческий памятник Бобылеву

Веселые напевы «Звонницы»

«Хорошему человеку бывает стыдно даже перед собакой»
Елена Серебрякова
«И друга гением считай»
11 ноября – 75 лет со дня рождения известного рязанского поэта, члена Союза писателей СССР и России, лауреата всероссийской Есенинской премии Анатолия Сенина (1941-2000)
Владимир Хомяков
Читайте в этом номере: