Среди всех кинопремьер уходящего тематического года работа режиссера Алексея Крассовского «Коллектор» стоит особняком. Подобные монофильмы, где на протяжении более часа зритель видит на экране только одного персонажа, в одном интерьере, одежде, и почти в режиме реального времени (в почти 80 минут ленты уложена история, происходившая в течение не более восьми часов) обычно относились к категории фильмов «не для всех». Однако кинопрокатчики не жалуются на невнимание к этой работе, спрос на «Коллектора» стабильный.
Очевидная популярность продиктована далеко не актуальностью темы. Безусловно, последние скандалы вокруг коллекторского бизнеса подогрели интерес к премьере. Но «сарафанное радио» рекомендует сходить в кино благодаря неоспоримо талантливым сценарию, режиссуре и, конечно же, актерской работе.
Коллектор Артур в исполнении Константина Хабенского далек от созданного в реальности образа кровожадного «бандита из 90-х». Он хорошо образован, воспитан, у него отличные манеры, он много и напряженно работает и отлично зарабатывает. Для любой коллекторской компании он более, чем ценный сотрудник, – именно на таких «штучных» специалистах и строится бизнес. И Артур прекрасно это знает, знает себе цену. Основная его деятельность происходит в кабинете, за компьютером и телефоном. Ему виртуозно удается убедить должников вернуть кредиты – он собирает максимально полное досье на каждого, не брезгуя подробностями сугубо личной жизни, а потом «давит» на те точки, которые заставляют человека принести требуемую сумму «на тарелочке с голубой каемочкой». Конечно, его «клиенты» – не случайно не рассчитавшие свои силы или потерявшие работу обыватели. Многомиллионные долги – удел бизнесменов, порой имеющих возможности, но не имеющих желания их отдать. И тем не менее они прежде всего люди, а значит, жизненные обстоятельства под коллекторским давлением могут привести к катастрофе.
Один из недавних «клиентов» Артура якобы покончил с собой. Об этом коллектору сообщает жена погибшего. А через несколько минут в Интернете появляется видео с участием успешного коллектора, в котором он предстает не то чтобы в нелицеприятном виде, а настоящим монстром в обличии человека. В чем уличен Артур, зрителю неизвестно. Но судя по телефонным сообщениям его друзей и коллег, он совершил что-то по-настоящему страшное и бесчеловечное, причем в отношении то ли ребенка, то ли беспомощного старика, совершил то, что делает невозможным дальнейшее общение с ним.
Видео сфабриковано, и разместившая его вдова этого не скрывает, она хочет, чтобы он почувствовал себя в ловушке, безвыходном положении, побывал на месте тех, из кого он «выбивает» долги, пусть не физической силой, а силой психологии. Но как доказать подделку, как реабилитировать себя? Артур мгновенно теряет репутацию – мир его бизнеса так же жесток, как и он сам, одного неверного шага достаточно, чтобы ты оказался в аутсайдерах. В течение нескольких часов коллектор остается без работы, ему перекрывают доступ к серверам с информацией о его клиентах, он расстается с женщиной, теряет друга, его жизнь меняется кардинально. Он пытается разгадать предложенный ему ребус и попутно переоценивает себя, окружение, то, что он делает.
На протяжении всей стремительно развивающейся драмы он получает звонки от сотрудницы ветеринарной клиники, куда в этот день утром Артур отвез сбитую машиной собаку, дворнягу. Отвез случайно, так сложились обстоятельства, сначала мимо хотел проехать. В итоге девушка из клиники становится единственным человеком, от которого он получает участие, а сбитая кем-то собака – единственным существом, о котором он позаботился за последние годы своей успешной, как ему казалось, во всех отношениях жизни. Собака вот-вот должна умереть, врач сообщает, что операция не помогла, но пес сильный, держится дольше, чем положено в таких случаях. Когда Артур наконец принимает решение покончить с этим бизнесом, выходит из офиса, – получает пулю в живот и «зависает» между смертью и жизнью. Зритель может сам решить, жить Артуру или умереть. И это – намеренная отсылка к новозаветной традиции: очищение и перерождение невозможно без уничтожения.