В России набирает обороты кампания по борьбе с коррупцией среди государственных служащих. Одной из эффективных мер должно стать выявление теневых доходов. Когда два года назад Дмитрий Медведев подписал закон, обязывающий чиновников заполнять и публиковать налоговые декларации, оказалось, некоторые госслужащие являются далеко не бедными людьми; дорогие машины, комфортабельные дома, элитные квартиры и земельные участки – не редкость в послужном списке многих «слуг государев».
Попадались и такие, кто за душой почти ничего не имел. Правда, их доход угадывался в декларациях жен, детей или родителей. До недавнего времени подобный способ маскировки активов применялся без излишних заморочек. Во-первых, закон не запрещает ближайшим родственникам заниматься бизнесом или владеть серьезными финансовыми активами. А во-вторых, доказать возможную связь с пополнением «баланса» ближайшей родни можно было фактически только в рамках уголовного дела.
К тому же следственная процедура обрастала всяческими сложностями, нередко мешал статус возможных подследственных – депутатов, судей, сотрудников силовых ведомств и т.д.
Отныне ситуация может в корне измениться.
Дмитрий Медведев подписал закон, который сделал самостоятельной федеральной структурой Следственный комитет РФ (ранее был в составе Прокуратуры РФ) и расширил его полномочия. Теперь сотрудники СК могут беспрепятственно входить в помещения органов власти, местного самоуправления, предприятия и организации и требовать от должностных лиц предоставления любых документов. Но самое главное – с 1 января следователи СК получили право возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям. При этом именно Следственный комитет будет заниматься лицами с особым правовым статусом – судьями, следователями, адвокатами, депутатами и др.
Председатель Счетной палаты Сергей Степашин в интервью телеканалу «Россия 1» заявил о том, что в течение полугода будет осуществлена проверка налоговых деклараций 30-40 «известных персонажей» в структурах Москвы, Краснодарского края, Ленинградской области.
Такая избирательность может объясняться только масштабностью работы. Или, может быть, показательная порка 30-40 высокопоставленных служащих станет достаточным аргументом для тех чиновников, кто по каким-то причинам не внес полные сведения в свои декларации.
точка зрения
Владимир Махлейдт,
и.о. руководителя следственного управления Следственного комитета РФ по Рязанской области, генерал-майор юстиции:
– Антикоррупционная составляющая в работе нового федерального государственного органа – Следственного комитета России – расширится. Все преступления коррупционного характера будут в нашем ведении. К исключительной подследственности наших следователей будут относиться все должностные преступления, а также против интересов службы в коммерческих и иных организациях.
Александр Семенов,
кандидат политических наук, доцент Рязанского заочного института (филиала) Московского государственного университета культуры и искусств:
– Декларирование доходов чиновниками – действенная мера борьбы с коррупцией, что подтверждает международная практика. Но чтобы полностью решить проблему взяточничества, необходимо обязать госслужащих подавать сведения не только о своих доходах, но и об имуществе. Сейчас это обязательное правило для кандидатов в различные органы власти, и стоит распространить его на чиновников. Президент РФ Дмитрий Медведев не раз обращал внимание на то, что нередко суммы, указанные в декларации о доходах, не соответствуют размеру имущества, находящегося в собственности чиновника. Поэтому следует проверять доходы и всех членов его семьи, родственников, друзей. Кроме того, декларировать доходы, на мой взгляд, должны также руководители государственных и муниципальных учреждений, главные врачи больниц, директора школ, ректоры вузов, ведь чаще всего мы сталкиваемся с коррупцией именно на этом уровне. Взяточничество в высших органах власти простого человека непосредственно не затрагивает.
Александр Мысовских,
политолог, журналист, член экспертного клуба «Региональная политика»:
– Мало кто представляет себе, чем может помочь в борьбе с коррупцией попытка заставить чиновников сдавать декларации о доходах в отдел кадров. Причём той же структуры, где и работает этот чиновник. Не лишним было бы опереться на общественный контроль. И вместе не просто пытаться уличить нечистого на руку чиновника, а в целом бороться с проблемой. Ведь в том, что доходы некоторых госслужащих растут как на дрожжах, виноваты и те, кто приносит им эти «доходы». Многие люди настолько привыкли к взяткам, что не считают преступлением дать чиновнику на руку. Надо менять психологию людей. И делать это комплексно – с участием всех заинтересованных сторон.