12:31 МСК
Среда
19 / 02 / 2025
1192

Спор о словах

Недавно у нас вновь появился повод задуматься о том, как же нам называться правильнее – российской или русской нацией. Новый толчок дискуссии дало высказывание известного кинорежиссера Станислава Говорухина, назвавшего слово «россиянин» «отвратительным».

«Что толку спорить о словах?» – махнут рукой одни. Но есть и другая всеми признаваемая истина – «Как вы судно назовете, так оно и поплывет». Насколько, в самом деле, важно название?

Напомним, что к теме российской нации режиссер обратился не случайно. В конце октября Президент Владимир Путин поддержал предложение бывшего министра по делам национальностей Вячеслава Михайлова принять закон «О российской нации». Однако, как сообщают СМИ, общие подходы к законопроекту пока не найдены. «Был единый советский народ, но после развала СССР такого общегражданского понятия нет. У нас проживает множество народов, наций, есть национальные территории», – высказался на эту тему вице-премьер Александр Хлопонин, курирующий Кавказ.

А вот как объяснил свое высказывание Станислав Говорухин чуть позже в интервью «Комсомолке»: «Дело в том, что весь мир знает нас, и башкиров, и якутов, и украинцев, как русских, – заявил он. – Люди, живущие в России, это русский народ. И теперь мы должны всем объяснять, что мы не русские, а россияне? Устанешь переучивать весь мир». По мнению режиссера, выражение «русский народ» подразумевает многонациональность, а русские давно не обозначают определенную нацию: это общность живущих в России людей.

Споры о словах «русский» и «российский» ведутся давно. Вопрос непростой, в значительной степени политический, затрагивающий межэтнические, межконфессиональные отношения. Одной из своих карт пытаются сделать его националисты. Если обратиться к истории, определение «русский» было образовано от названия народа «русь». Оно и использовалось изначально для обозначения страны – Русская земля – от Владимира Святого почти до Петра Первого. Слово же «россияне» является производным от «Россия», которое начинает встречаться в письменных источниках с начала XVI века. Впервые такую форму можно встретить у Максима Грека, причем воспринималась она тогда как принадлежность литературного, высокого «штиля», но постепенно становилась все более употребительной.

По мнению рязанских экспертов, к которым обратилась с вопросом я, разница между словами достаточно простая. Кандидат филологических наук Елена Осипова отметила, что слово «русский» употребляется в отношении этноса, «российский» – в применении к государству. Говоря о многонациональном народе нашей страны, нужно употреблять определение «российский», а о нашей культуре – «русский». Мы говорим: «русский язык», «русская литература», «русская душа», но: «российский флаг», «российская конституция». Четко развел эти понятия академик РАН Олег Трубачев, обративший вместе с тем внимание на то, что вместе с заменой «русского» на «российское» происходило постепенное изменение мироощущения нации, вхождение нашей страны в Европу. «Российский» – понятие более широкое, расплывчатое, своеобразный символ европейской интеграции, и академик не считает его предпочтительным.

Тем не менее именно слово «российский» поможет не задеть чувства людей, которые связывают себя с Россией, являются ее гражданами, но по национальности не русские. Ведь наша страна изначально формировалась как государство, включающее в себя множество этносов, языков, религий и культур, мы всегда были сильны дружбой народов, напоминает кандидат исторических наук Михаил Жолудов. Более полным, обобщающим, роднящим все народы, живущие на территории России, считает определение «российский» и чистокровная татарка Фаина Ситдикова, занимающаяся сохранением татарских традиций на рязанской земле.

Так есть ли смысл спорить о словах, каждое из которых применяется в своем контексте? Думаю, сегодня нам полезнее задуматься над другим: что значит быть русским, быть россиянином? Это не просто родиться в России, а потом на чем свет стоит ругать ее и мечтать «свалить». Это значит, впитать в себя ее культуру, традиции, воспитывать в этих традициях детей, ощущать кровную связь со своей землей, жить одной жизнью с народом, выбрать такое дело, которое бы позволило не оборвать, а укрепить эти нити. На размышления наталкивает судьба великого русского художника Исаака Ильича Левитана. Антон Павлович Чехов, один из его лучших друзей, так сказал о нем однажды: «Еврей Левитан стоит пяти русских». Происхождение создавало живописцу на протяжении всей жизни множество препятствий, но кто вспомнит об этом сегодня, говоря об одном из самых талантливых певцов русской природы – русском художнике Левитане.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 218 (5259) от 23 ноября 2016 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Чтоб не путать никогда острова и города
Рязанцы проверили свои знания по географии России
Лада Петрова
Траектория жизни
Михаил Песляк из Сапожка проложил ее по всему миру
Читайте в этом номере: