В эти дни в стране проходит общественное обсуждение проекта федерального закона «Об образовании». 1 декабря прошлого года законопроект, а точнее его вторая редакция, появился в Интернете – на том же сайте, где ранее обсуждался закон «О полиции». И уже в первый день обнародования законопроекта на сайт поступило более сотни комментариев к различным статьям документа. На сегодняшний день комментариев – более четырех тысяч.
Публичное обсуждение проекта главного «образовательного» документа страны – это уже вторая попытка государства привлечь общество в качестве соавтора к законотворческой деятельности. А потому можно говорить об абсолютно новой практике, введенной по инициативе Президента. Как объяснил сам Дмитрий Медведев, народное обсуждение законопроекта должно в конечном счете выйти на сбалансированный, оптимальный документ, который будет отражать представления наших граждан «о современном образовании XXI века, о том, каким образом должно финансироваться образование, о том, каких целей образование должно достигать, как оно должно быть устроено». Глава государства также призвал разработчиков закона внимательно относиться к поступающим предложениям, накапливать их и анализировать.
Несмотря на то, что некоторые эксперты уже выразили свой скепсис по поводу такого хода со стороны государства (в работе над законодательными актами можно и нужно привлекать специалистов, не затевая при этом всеобщую онлайн-дискуссию), стремлению услышать «глас народа» существует простое и логичное объяснение. Поправки в закон об образовании, предложенные гражданами в ходе его общественного обсуждения, позволят власти достаточно адекватно судить о том, что волнует в этой сфере наиболее активных и неравнодушных россиян. Очевидно, это гораздо лучше, чем если бы эти самые активные и неравнодушные подняли бурю, когда закон, спущенный сверху, вступил бы в силу. К тому же у всех свежи в памяти многочисленные истории, связанные с ЕГЭ: различные несовершенства новой системы итоговой аттестации продолжали выходить на поверхность даже тогда, когда ЕГЭ вошел в штатный режим.
Понятно, что метод «проб и ошибок» тем более неприменим к такому обширному документу, как закон «Об образовании». Напомним, новый документ интегрирует в себе сразу два закона – «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые были приняты в 1992 и 1996 годах соответственно. В документе прописаны нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, профессиональное – начальное, среднее и высшее, и дополнительное. Предполагается, что обсуждаемый сейчас закон станет единым источником нормативной базы и устранит нынешнюю ситуацию, когда сфера образования регулируется несметным количеством подзаконных актов и приказов.
Свое отношение к общественному обсуждению выразили ведущие ректоры. Так президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий сказал, что активное участие граждан страны в обсуждении законопроекта повысит степень восприятия документа обществом и сделает закон более продуктивным. Кстати, общество вначале воспринимает проект закона далеко не однозначно. После первой редакции документа, в ходе которой над ним работали представители всех профильных министерств, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, ректорский корпус, представители регионов, его назвали объемным и сложным. Разработчикам пришлось сократить проект закона в полтора раза – с 400 до 240 страниц, упростить формулировки, объединить статьи, дублирующие друг друга.
Ранее говорилось, что проект закона «Об образовании» будет рассмотрен и принят Госдумой до конца 2010 года. Однако в начале декабря министр образования Андрей Фурсенко заявил, что «суеты и спешки вокруг закона» допускать не нужно.
– Мы отвечаем за то, чтобы все было вовремя, но сам закон, его значимость настолько велики, что, я считаю, лучше мы пожертвуем какими-то сроками, но не допустим принятия сырого документа или документа, в котором есть противоречия, – отметил глава ведомства.
Кроме того, он добавил, что новый закон об образовании направлен «не на фиксацию того, что сегодня есть, а на то, что должно быть в образовании через пять или десять лет».
Какие из более четырех тысяч поправок, предложенных россиянами, будут зафиксированы в итоговом документе, станет известно после 1 февраля.
точка зрения
Андрей Фурсенко,
министр образования России:
– Характер и содержание изменений в образовании таковы, что требуют принципиальной перестройки всей законодательной базы.
Николай Черваков,
директор рязанской средней школы №7 («Русская классическая школа»):
– Как директора меня не могли не затронуть слова о том, что финансирование учебного заведения будет проходить в пределах государственного стандарта. Что это значит? Как известно, в школьных планах имеется базовая часть – тот самый стандарт, над которым работает каждое учебное заведение, который оно обязано выполнить, и вариативная… Это то, что представляет специфику данной школы, ее возможности в данном социуме и конкурентоспособность. Государство берет на себя обязанность финансировать базовый компонент. Как сохранить очень весомую вариативную часть? Школа будет поставлена в условия зарабатывания денег, она должна будет предоставлять какие-то платные услуги. И не будет ли это в ущерб той великой и важной функции, которую она должна нести: образовывать и воспитывать детей…
Елена Юдина,
заместитель директора по воспитательной работе рязанской школы №21.
– У меня душа болит за то, что возможности школьников заниматься дополнительным образованием все как-то уменьшаются. Новая система оплаты труда учителей приводит нередко к тому, что закрываются школьные кружки. А ведь проблема безнадзорности детей и без того стоит очень остро. Им нечем занять свой досуг. Сидение перед телевизором, когда ребенок смотрит все подряд, или сомнительные компьютерные игры часто до добра не доводят. А в проекте закона дополнительному образованию уделено недостаточно внимания. К тому же главный упор перенесен на детские дома творчества и другие учреждения дополнительного образования. А как же школа?
Яков Колкер,
директор института иностранных языков РГУ имени С.А. Есенина, профессор.
– Мне очень симпатичны прочитанные в проекте закона слова об образовании «через всю жизнь». Человек должен не просто получить образование… Ему необходимо выстроить свою образовательную траекторию в соответствии со своими способностями, внутренними потребностями. И это значительнее и шире, чем получение так называемых образовательных услуг. Я хочу, чтобы подразделения, подобные нашему институту, увеличивали количество разнообразных возможностей для людей, стремящихся к развитию, собственной реализации…