При всём том, что он так много обязан селу, Есенин – русский национальный поэт, великий русский поэт. Но дело в том, что для России, ее исторической судьбы деревня значила и значит очень-очень много. Также как и для нас, белорусов. Есенин, будучи гениальным поэтом, чувствовал это. Это жило в его если не сознании, то в подсознании. Его внимание к деревне, к крестьянину-хлеборобу, к его душе и судьбе, к духовному и моральному достоянию деревни – это нам его и урок, и наказ-заповедь. Со всем тем, что дала деревня национальной культуре, нравственности народа, надо обращаться в высшей степени осторожно, бережливо, почтительно.
Кстати, этим качеством его поэзии в значительной мере объясняется факт, почему мы так до неё тянемся, почему она и сегодня так читается. Растет наша ностальгия по связи с землей, растет чувство, что в обычаях и традициях, порожденных трудом землероба, много прекрасного, здорового, растет понимание того, что земля и труд на земле – основа основ народного житья-бытья. Вместе с этим растет и наша привязанность к его поэзии. И ещё одно немаловажное обстоятельство.
При всей мятежности, порывистости и даже буянстве, через которые прошла его лира, ведущее начало его души, его поэтического характера – гармония, мир, успокоение, согласие. На это начало, поскольку оно очень сильно и в каждом из нас, мы и откликаемся душою. После страшных душевных бурь и стрессов нас так влечет в мир его высокой чистоты, покоя и гармонии, в мир его любви к женщине-матери и любимой, в мир чудесной русской природы, так хочется вместе с ним погрустить о скоротечном и подумать о вечном, хотя, может быть, мы не всегда себе и признаёмся в этом.
…Душа Есенина, поэтический мир Есенина, талант и лира Есенина... Сколько о них сказано и написано за семь десятков лет, сколько говорится и пишется сегодня! Удивительный, непостижимый феномен в истории русской поэзии XX столетия. Всякие знала она примеры популярности поэта, небывалого интереса и спроса на поэтическое слово, но такой, как его, есенинской, популярности, такого масштаба и такой протяжённости во времени, пожалуй, что после Пушкина и Некрасова не знала никогда. Напомним известное: стихи Есенина и в наше время переписываются в списки и заучиваются наизусть, можно сказать, всенародно. Такая популярность – это уже не популярность: у неё есть значение более великое – всенародная любовь. Всенародная – в самом настоящем смысле слова, без исключения, без оговорок насчёт каких-нибудь возрастных, социальных или культурных сфер. Такой любовью, что не убывает, не угасает, не слабеет с годами и десятилетиями, окружены в сердце народа немногие: только самые великие. Потому что у народа свои, выработанные в веках вкусом и совестью миллионов критерии. Свои, в высшей степени достойные и справедливые мерки. Потому что народ в своих поэтах не ошибается.
Нил Гилевич,
поэт, переводчик, литературовед,
общественный деятель
Республика Беларусь
Перевод с белорусского
Марка Мухаревского
По материалам журнала
«Современное есениноведение»
(Печатается в сокращении)