Всероссийский центр изучения общественного мнения провел опрос о том, какой информации – полученной из СМИ или от окружающих людей – больше доверяют россияне. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 регионах России 8-9 января нынешнего года.
Результаты опроса позволяют сделать утешительные для журналистов выводы. Большинство россиян склонны верить скорее информации СМИ, чем тому, что говорят окружающие (53% против 33 % соответственно). Но при этом с каждым годом становится все больше тех, кому сведения, полученные от окружающих, кажутся более достоверными ( их число возросло с 24 до 33% за три года).
Селяне доверяют информации СМИ, столичные жители – окружающим людям. В вопросе о том, какая информация заслуживает большего доверия, мнение столичных жителей и остальных россиян диаметрально противоположно: москвичи и петербуржцы более склонны верить данным, полученным от близких и знакомых (45%), в то время, как остальные респонденты считают более правдивой информацию СМИ (52-57%).
Информация СМИ пользуется большим доверием среди женщин (55%), 18-24 – летних (56%) и малообразованных респондентов (59%), а также те, кто не пользуется Интернетом (56%). Сведения, полученные от близких и знакомых, считают более достоверными 45-59-летние россияне (35%) и пользователи сети Интернет (35%).
Чем выше самооценка материального положения россиян, тем больше они доверяют информации, полученной из СМИ (с 43% малообеспеченных до 65% среди обеспеченных). Напротив, чем ниже уровень доходов, тем больше люди склонны верить тому, что говорят окружающие ( с 28 до 40% соответственно).
Как тут не вспомнить афоризм о том, что здоровое общество перенесет даже нездоровую критику. Вот только побыстрее бы нам стать таким обществом.
Нашим читателям, наверное, интересен уровень доверия к прессе в городах с населением более 500 тысяч человек (как Рязань). В них доверяют СМИ 52% опрошенных. В городах, население которых не превышает 100 тысяч человек (таковы крупнейшие райцентры Рязанской области), доверие к прессе несколько выше. К ней благосклонно относится 57% процентов жителей.
Так что в нашем регионе СМИ имеют шанс сохранить доверие большинства читателей, слушателей, зрителей.