05:08 МСК
Среда
19 / 02 / 2025
2224

Иерархия для «первачков»

Ученики первых классов будут с сентября заниматься по новым стандартам

А сегодня в Рязанском областном институте развития образования постигают новые образовательные стандарты многие из тех, кто детей станет учить. Что именно изучают педагоги и как должны будут применять знания на практике?.. Получить ответы на столь злободневные вопросы я попыталась у преподавателя курсов по повышению квалификации учителей начальных классов, доцента кафедры педагогических технологий РИРО Оксаны Николаевны Нагаевой.

Из официальных источников

«С 1 сентября 2011 года федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения станет обязательным для 1-го класса, с 1 сентября 2015 года – для 5-го класса, а на ступени среднего полного (общего) образования (10-й класс) новый стандарт будет обязательным с 1 сентября 2020 года», – сообщила директор Департамента общего образования Минобрнауки России Елена Низиенко на заседании коллегии Министерства 25 января 2011 года. Стандарты общего образования будут вводиться в действие поэтапно по ступеням общего образования, по мере готовности общеобразовательных учреждений к их реализации.

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения нацелены на повышение качества образования, обеспечивая единство образовательного пространства Российской Федерации и преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

По словам моей собеседницы, самое трудное для учителей на сегодняшний день – понять и принять изменившуюся иерархию образовательных ценностей. Если раньше все образование детей было направлено на получение знаний, умений, навыков (так называемых ЗУНов), то первоочередной задачей новых стандартов является развитие личности. В «портрете выпускника начальной школы» ничего не говорится о предметных знаниях ребенка. Зато перечисляются такие социально желаемые его качества: любящий Родину и свой родной край, уважающий ценности семьи, стремящийся к здоровому образу жизни.

Некоторые родители будто совсем этому и не рады. «А учить ребенка писать–читать будут?» – на всякий случай уточняют они. «Как же без этого? – удивляются вопросу работники образования. – Только получение знаний – основа развития личности».

Закономерен вопрос: а разве до новых стандартов наши лучшие учителя не воспитывали? Разве своим мастерством, личным примером не формировали они качества гражданина, патриота, самостоятельно мыслящей личности? Да, было такое, отвечают на это разработчики стандартов, но все – по личной инициативе учителей. Стандарт делает инициативу нормой закона.

В последние годы наши лучшие учителя много делали для того, чтобы научить детей самостоятельно добывать знания…

– Правильно, – подтверждает мою мысль О.Н. Нагаева. – Новые стандарты лишь узаконили то, к чему российское образование шло уже довольно продолжительное время. Поэтому второй важной задачей в стандартах названо формирование умения учиться. Введен термин «метапредметность», что означает как бы «над предметами». Метапредметные результаты – такие умения ученика, которые он мог бы применять при изучении любого предмета. Предметная же составляющая, которая до сих пор стояла во главе образовательной системы, перемещается в соответствии с новыми стандартами на третье место.

Спрашивается, а зачем надо было все переворачивать с головы на ноги? На этот вопрос ответ давался много раз и на всех уровнях. Наша школа, как говорилось, дает излишние академические знания. Дети много запоминают, но применить свои знания в нестандартной ситуации не могут. Это подтверждают и последние места наших школьников в рейтинге международных исследований уровня образования (PISA). Ответом на столь горестное обстоятельство стало использование передовых технологий российскими энтузиастами-учителями. Можно сказать, что опыт, приобретенный ими, станет теперь достоянием и законом для всех.

Первопроходцами в плане освоения новых стандартов являются… Нет, не учителя начальных классов, а директора школ, завучи, руководители методических объединений, которые к сегодняшнему дню уже прошли переподготовку в РИРО. Они и возьмут на себя обязанности наставников для тех педагогов, которые не успеют поучиться на курсах в институте до первого сентября, и помогут им в освоении новых стандартов. А некоторым из учителей и переучиваться не надо. К ним новые стандарты пришли, как говорится, не по службе, а по душе.

точка зрения

Александра Миранова,
учитель начальных классов Желтухинской средней школы Скопинского района, педагогический стаж – 17 лет:

– Я буду вести первый класс только через два года (сейчас у меня третий) и вот решила заблаговременно и основательно подготовиться к этому. Честно говоря, брошюрку со стандартами я сначала восприняла не очень серьезно, дома просмотрела ее мельком и отложила. Когда приехала в институт, думала, что нас сразу будут знакомить с новой программой. Но нет: с первого дня стали разбирать именно стандарты, обсуждать и толковать в них едва ли не каждое слово. Многие старые известные понятия открылись по-новому. Да, о воспитании мы говорили, но спрашивали нас в основном за знания. Как выполнять новые требования? Вот нам это и объясняют, и мы должны все осознать, понять и принять. Только тогда что-то получится.

Наталья Авдынова,
учитель начальных классов Нестеровской основной школы Пителинского района, педагогический стаж – 26 лет:

– У меня сейчас в классе десять «первачков». Затеяли мы недавно разговор о том, кто кем станет в будущем, и один мальчик говорит: «Я, как в компьютере, всех стрелять буду»… Невольно задумаешься: а вдруг, при нынешней-то жизни. То, что воспитание – первоочередная задача, это правильно, и мы (я имею в виду сельскую школу вообще) когда-то много делали для формирования личности ребенка: приучали трудиться, уважать старших, любить Родину… Нам помогала общественность, руководители хозяйства. Судя по новым стандартам, мы в какой-то степени ко всему этому возвращаемся. Жизнь заставила…

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 15 (3818) от 01 февраля 2011 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
В очередь на ремонт
Глава администрации Рязани проверил, в каких условиях учатся школьники
Татьяна Железнова
Не гонясь за показателями
Творческим деятелям обещана адресная поддержка
Елена Коренева
Читайте в этом номере: