Заключительный концерт фестиваля духовной музыки состоялся в четверг в концертном зале имени Сергея Есенина. Свободных мест почти не было – как внизу, так и на балконе.
Председатель жюри фестиваля известный духовный композитор архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан рассказал, что творчество Михаила Виноградова популярно даже в Америке – там в православных храмах его поют дети и внуки русских эмигрантов.
Потомки Виноградова поведали со сцены о том, что найдено место упокоения правнука композитора протоиерея Александра Виноградова. Оказывается, он захоронен вместе со своим великим дедом на Лазаревском кладбище в Рязани. И в этом году во время фестиваля по нему впервые служили панихиду на месте упокоения.
Затем начались выступления коллективов – зал с благоговением внимал рязанцам и гостям города. В программе были сочинения Михаила Виноградова и других духовных композиторов, в том числе участников концерта. Первое место авторитетное жюри присудило гостям – хору Кирилло-Мефодиевского храма города Уфы.
Зрители также выбирали лучший коллектив фестиваля: всем были розданы программки с отрывными бюллетенями. Лучшим по итогам голосования был признан мужской хор Савино-Сторожевского ставропигиального монастыря г. Звенигорода Московской области. Регент хора Никита Ведерников – внук известного духовного композитора протоиерея Николая Ведерникова.
Восемь коллективов стали дипломантами фестиваля, а подарки от учредителей получили все участники.
Организаторы фестиваля – областное Правительство, областной комитет по культуре и туризму, управление культуры администрации города Рязани, Рязанская епархия, гастрольно-концерт-
ное объединение «Рязаньконцерт».
Наталья Щербакова,
заслуженный работник культуры России, бессменный организатор и ведущая фестиваля, рассказывает:
– Самое главное в фестивале – его просветительская миссия. Как он зародился? Наш хор Параскевы Пятницы уже не первый раз прославляет своих земляков. Так получилось с Александром Александровым, автором музыки российского гимна, которого мы открыли как православного композитора, и в Захарове уже много лет выступаем на фестивале его памяти. Так вышло и с Михаилом Виноградовым. Я старалась, чтобы на концертах звучало не только пение – изучив материалы, рассказываю об авторах, в том числе о наших земляках.
Я собрала все литературные свидетельства о Виноградове. И они меня поразили. Такая интересная жизнь, такие переплетения судеб, фамилий. Вот только несколько фактов. У Виноградова было шестеро детей. Одна из дочерей, Ольга, была крестницей знаменитого генерала Скобелева. Он заботился о крестнице, выписывал ей учителей из Московской консерватории – она была великолепной пианисткой. В 22 года, ухаживая за больным, она заразилась оспой и умерла. Но до этого успела выйти замуж за священника по фамилии Озеров и родить сына Коленьку, который впоследствии стал выдающимся оперным певцом. У него было два сына, один из которых теннисист, комментатор и актёр Николай Озеров, а второй – кинорежиссёр Юрий Озеров. Есть и другие фамильные линии – династии врачей и священников.
Во время фестиваля прошла панихида в Солотчинском женском монастыре. Он связан с именем князя Олега Рязанского, а Виноградовы породнились и с его потомками – как и с родом Вердеревских. Другая панихида прошла на Лазаревском кладбище, где Михаил Виноградов похоронен рядом с протоиереем Дмитрием Павловым, отцом великого физиолога Ивана Павлова. И это закономерно. Оба дома были очень уважаемы в Рязани. Дом Виноградова находился около храма Екатерины Великомученицы (у Центрального рынка). Композитор был верен своей пастве: когда его пригласили регентом в Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, он отказался, остался в Рязани.
Эти интересные истории я стала рассказывать со сцены на концертах, где звучали произведения Виноградова, – так возникла идея широкой пропаганды этого подвижника благочестия, которая осуществилась служителями Рязанской епархии и фондом святителя Василия Рязанского. Когда мы разослали приглашения по другим епархиям, меня потрясло, что всем профессиональным регентам имя Виноградова уже было известно. Люди очень активно откликнулись, но, увы, из-за материальных проблем не все могут приехать.
Фестивали сподвигли нас к тому, что мы знаем о Виноградове если не все, то очень многое. Знаем, сколько он написал произведений. Рязанская епархия издала сборник его популярных сочинений и раздала всем клиросным хорам. Музыка Виноградова непростая, но её начали петь. У композитора довольно интересная, но сложная гармония. С одной стороны, его произведения отличает глубокая молитвенность, каждое слово имеет значение, его слышно, и для исполнения требуются навыки хорового пения. А с другой стороны – там красивая гармония, развитость голосов, ритмическая свобода, то, что захватывает человека в музыке. До революции и церкви-то не было такой, в которой бы не пели произведения Виноградова, он был популярен. Тогда везде существовали крепкие клиросные хоры, потому что были певческие традиции. Люди пели в храме с детства.
Людей сейчас тянет по-слушать хоровое пение – и тех, кто постоянно ходит на концерты либо в церковь, и тех, кто только хочет приобщиться к миру духовной музыки. Я сужу даже по концертам нашего хора Параскевы Пятницы – каждый раз обязательно вижу лиц двадцать новых: хоровое пение вызывает неподдельный интерес. На фестивале же каждый коллектив исполняет три-четыре произведения. Можно сравнить его пение с выступлениями других хоров. Фестиваль важен для людей разного вероисповедания, различных национальностей. Музыка вообще не имеет границ, она взывает к душе.