Почему в магазинах продукты стоят дорого? Любой покупатель легко назовет вам с десяток причин; инфляция, высокие тарифы, дорогие корма, рост цен на топливо…
И вряд ли вспомнит о причине, которая находится прямо у него перед глазами: полки супермаркета. Чтобы на них попасть, недостаточно выпустить качественный продукт. Поставщик вынужден покупать «входной билет» в торговую сеть, предлагать бонус за поставки. Но любой производитель – не альтруист. Ему вовсе не интересно оплачивать прихоти торговли. Потраченные на бонусы средства он закладывает в оптовые цены товара. Вот и получается, что за продвижение продукции платит в конечном итоге покупатель. Если вдуматься – анекдот: потребитель раскошеливается дважды. Сначала за то, чтобы увидеть товар на полке, а потом – чтобы положить его к себе в сумку.
Ограничить аппетиты торговых сетей, занявших львиную долю потребительского рынка, смог федеральный закон о торговле. Он запретил включать премии и бонусы в договоры поставок. Любые поощрения за продвижение продукции должны оформляться дополнительными соглашениями. Из множества бонусов остался только один – за увеличение продаж, и его размер ограничен 10 процентами.
Однако, судя по действиям ФАС, сети научились извлекать дополнительную выгоду от работы с поставщиками другими способами. Потому и цены на продовольствие растут не менее быстрыми темпами.
Не секрет, что результативность действий ФАС сдерживают длительные сроки антимонопольного расследования, – иногда они доходят до девяти месяцев. В большинстве случаев только после долгих разбирательств на нарушителей накладываются штрафы. Теперь провинившимся сразу будут предъявлять санкции, а потом уже сети, поставщики смогут настаивать на судебном разбирательстве. Полномочиями выписывать штраф без промедления антимонопольную службу наделили поправки в Кодекс об административных правонарушениях, вступившие в силу 1 января.
Таким образом, необходимость расследования отпала и в случаях нарушения 9-й статьи закона о торговле, описывающей механизм формирования бонусов за поставки.
Кстати, размеры штрафов за создание дискриминационных условий для производителей, желающих войти со своим товаром в сеть, увеличились в разы. Для должностных лиц они могут достигать 50 тысяч рублей, для юридических – 5 млн.рублей. Причем бонусы фактически приравниваются к взяткам: наказание несут не только те, кто берет, но и те, кто их предлагает.
Даст ли ожидаемый эффект административная удавка, накинутая на цены? Можно предположить, что варианты ухода от ответственности станут еще более изощренными. Ведь как только закон о торговле вступил в силу, ритейлеры нашли другие способы сохранения своих премиальных. Например, отдельным документом можно прописать услуги по маркетинговому продвижению товара внутри магазина. Ведь несложно сделать так, что и очень хороший продукт никто из покупателей не заметит, а можно раскрутить посредственный товар. Повод для премиальных появляется и тогда, когда возникает промежуточная ступень между производителем и прилавком – например, возможность пользоваться складом продавца на особых условиях. Придумать, какие это условия, ритейлерам труда не составит.
Что является действительно мощным средством, так это включение механизма конкуренции. А он действует, когда доступ на рынок получают участники разных форматов и весовых категорий. В нашей области, к счастью, не увлеклись идеей клонирования торговых сетей. Вовремя позаботились о том, чтобы наравне с ними появлялось как можно больше магазинов шаговой доступности, чтобы регулярно проходили ярмарки выходного дня. Покупатель всегда может сравнить цены и предположить, вошел ли в них бонус от поставщика, или магазины ведут честную, открытую борьбу за симпатии потребителя.
точка зрения
Юрий Вагин,
заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области:
– Административные меры воздействия очень эффективны, тем более, что штрафы за нарушения закона о торговле с 1 января текущего года увеличились. Так, к примеру, для производителей, желающих единолично войти со своей продукцией в сеть, штраф составит теперь до 50 тысяч рублей для должностных лиц и до 5 миллионов рублей – для юридических лиц. Эти санкции, с одной стороны, должны заставить предпринимателей задуматься, а с другой стороны, направлены на то, чтобы в какой-то мере сдержать рост цен.
Олег Попов,
председатель Рязанской единой ассоциации защиты прав потребителей «Человек»:
– Сейчас говорить о том, насколько будут эффективны эти поправки в Кодекс об административных правонарушениях, еще сложно. К сожалению, пока ситуация обстоит так, что за один-два месяца до каждого повышения пенсий в торговых сетях начинают подниматься цены на все продукты питания. Государство пытается изменить это положение дел и стабилизировать торговлю, поэтому подобные запреты и административные наказания просто необходимы и весьма своевременны.
Алексей Григорьев,
предприниматель:
– Эти поправки направлены, прежде всего, на сетевиков. На них в случаях нарушений, безусловно, нужно оказывать давление. Раньше антимонопольное расследование затягивалось на достаточно длительный срок. Пока велись проверки, часто товар продолжал продаваться по завышенным ценам, предприниматели получали прибыль, а в проигрыше в конечном итоге оказывались покупатели. Но у покупателей всегда есть выбор – идти в сетевой магазин или в магазин шаговой доступности.