О том, что делается
и намечается сделать для увеличения производства мяса, наш разговор с начальником отдела животноводства министерства сельского хозяйства и продо-вольствия области,
кандидатом сельскохозяйственных наук
Галиной Николаевной
Никифоровой:
– Всегда две отрасли – растениеводство и животноводство – неразрывно связаны: то, что производится на полях, в значительной степени «перерабатывается» на фермах, превращаясь в молоко, мясо, яйца и другую продукцию, реализация которой при умелой постановке дела не только дает дополнительные доходы хозяйствам, но и рабочие места, хорошие заработки сельским жителям.
Сейчас несколько нарушен баланс между отраслями, так как и в хозяйствах, и у населения меньше стало скота, особенно выращиваемого на мясо. Потому и намечена на ближайшие годы программа развития производства мяса, которая уже успешно реализуется.
Из года в год наращивает производство птичьего мяса «Бройлер Рязани», что видно по наполнению его продукцией потребительского рынка. А в цифрах это выглядит так: на сегодня птицефабрика производит мяса птицы почти в два раза больше, чем в лучшие советские времена, когда его поступало отсюда 12 тысяч тонн. В прошлом году фабрика отправила потребителям более 23 тысяч тонн своей продукции. Причем новых-то корпусов не построено. Но заменена технология, используются совершенно новые породы птицы, которые дают по 49,5 грамма привеса в сутки вместо 24 граммов, получаемых прежде.
– А, может, это стимуляторы роста, различные препараты, которых так боятся покупатели?
– Нет, никаких стимуляторов роста здесь не применяется. Такие высокие результаты только благодаря современным технологиям содержания, кормления, гибридов птицы и создания определенного микроклимата в цехах.
– Но рязанское мясо птицы по-прежнему пользуется спросом. Будет ли и в дальнейшем наращиваться его производство?
– Рассматривается вариант строительства еще одной бройлерной птицефабрики. Есть обсуждаемые с инвесторами проекты. Ее мощность – 40 тысяч тонн птичьего мяса в год. И будет она приближена к производителям зерна. При этом ставится цель дать рабочие места там, где нет других производств.
С целью расширения ассортимента мяса птицы также рассматривается инвестиционный проект строительства крупной птицефермы: например, поголовье уток составит миллион, гусей – 250 тысяч голов, а в перспективе – 500 тысяч. Это промышленная технология – в закрытых помещениях. Поэтому производство является экологически чистым.
– А не затоварится производство при таких больших объемах?
– Нет. Здесь все просчитывается. Инвесторы закладывают в проект получение такого количества продукции, для которого уже определен сбыт. Например, 50 тысяч гусей будет откармливаться только для производства гусиной печени. Подход сейчас именно такой: не просто произвести, но уже знать, сколько и кому потом реализовать, с какой экономической эффективностью. В инкубаторий в 2011 году будет заложено 200 тысяч утиных и гусиных яиц, которые планируем закупить в Башкирии. Правда, заложить яиц планируем больше – с целью обеспечить молодняком птицы и фермерские, и личные подсобные хозяйства.
Большой упор мы делаем также на развитие свиноводства как скороспелой и доходной отрасли. Построены (Сараевская и Шацкая) и будут строиться современные «фабрики мяса», где технология обеспечит не только высокие привесы животных, получение мяса определенных потребительских качеств, но и экологическую безопасность окружающей среды. К 2012 году Шацкий свинокомплекс выйдет на производственную мощность 2,5 тысячи тонн мяса. Сараевский свинокомплекс будет производить 24-27 тысяч тонн свинины в год. В 2009 году здесь произведено 1,5 тысячи тонн мяса. Поголовье сейчас уже нарастили, создав таким образом задел на нынешний год.
А вообще на 1 ноября прошлого года у нас в сельскохозяйственных организациях поголовье свиней составило 112 тысяч. В 2008 году на эту же дату было 60 тысяч свиней.
Но для увеличения потребления зерна нам нужны новые инвестиционные проекты. И они рассматриваются, ведутся переговоры о строительстве еще двух свинокомплексов не менее, чем на сто тысяч голов. Один из них предполагается построить в Скопинском районе.
К 2012 году производство свинины будет увеличено в три раза. Сейчас производится 6100 тонн. Но затоваривания тоже не будет, так как свинина высоких потребительских свойств.
– А крупный рогатый скот предполагается откармливать? В области ведь много естественных пойменных угодий, а также пустующих пахотных земель, где можно организовать кормопроизводство.
– Все эти годы ищем инвестора, чтобы наладить мясное скотоводство в Рязанской области. Но не все так просто. Прежде всего нужен скот мясных пород. Его надо завозить, что стоит больших денег. Необходимо также строить бетонированные площадки, кормушки и поилки с подогревом воды в зимний период. Проекты разработаны. Проводились их презентации в Турции и Израиле, чтобы найти заинтересованных инвесторов. И некоторые подвижки в этом есть. Но говорить о них пока рано. Сейчас несколько хозяйств занимаются откормом по канадской технологии – на открытых площадках с телятами на подсосе. Есть и откорм бычков в хозяйствах – тоже пока в небольших объемах. Хотя и здесь подвижки есть: зерно, зеленые корма заготовлены в достатке, и хозяйства не избавляются, как прежде, от молодняка, а ставят его на откорм, производят говядину.
– У нас сейчас, говорят, проявляется интерес и к такой «скороспелой» отрасли, как кролиководство. Кролиководство действительно может стать фактором роста производства диетического мяса?
– После того, как главы районов, сельских поселений, специалисты познакомились на семинарах и в частных поездках с опытом организации кроличьей фермы в Касимовском районе, многие сейчас строят планы организации малых кроличьих ферм прежде всего в фермерских и личных подсобных хозяйствах. Это особенно актуально там, где свернуто коллективное производство и люди остались без работы. Кролиководство привлекает тем, что на площади всего в один гектар располагается тысяча клеток, в которых содержится 18 тысяч кроликов, которые дают ежемесячно шесть тонн мяса. Обслуживает 500 клеток один человек. Подсчитано, что если на подворье только одна кроликоматка, то в каждые 12 дней будет готов к забою один кролик. Поэтому сейчас в ряде районов уже заключают договора на покупку кроликов и клеток, которые собираются также в Касимовском районе.
Последователи у касимовских кролиководов есть. Недавно разговаривала с частным предпринимателем из Ногино Рыбновского района, который в 2008 году купил несколько маток и клеток. Сейчас у него 240 маток, 1700 кроликов на откорме. Реализация мяса в 2009 году составила более тонны, а рентабельность – 46 процентов.
Кроме перечисленных мною направлений, в последние годы у нас возрождается овцеводство. Приобретают овец и фермерские, и личные подсобные хозяйства. Сейчас более 10 тысяч овец только в сельхозпредприятиях. У фермеров – почти семь тысяч овец. За один год здесь поголовье возросло на две тысячи. Кроме того, 36 тысяч овец содержится на крестьянских подворьях.
Таким образом, все вместе – и крупные современные животноводческие комплексы, и фермерские хозяйства, и крестьянские подворья способны в короткий срок вытеснить с рынка импортные мясные продукты и заменить их рязанскими – свежими, разнообразными, вкусными и полезными.