Генеральный директор Фонда содействия реформированию ЖКХ Константин Цицин на сайте «Ъ» ответил на вопросы, поступившие из разных регионов России. Нашим читателям мы представляем самые актуальные из вопросов и ответов
– Какова конечная цель реформы ЖКХ? Какие должностные лица несут ответственность за результаты реформы? Какова эта ответственность?
– Основная цель реформы — вывести жилищно-коммунальное хозяйство из кризисного состояния, добиться становления эффективных рыночных механизмов, повысить эффективность использования средств, вложенных в отрасль. Здесь задача Фонда состоит в том, чтобы стимулировать региональные и местные власти на создание условий, при которых отрасль будет динамично развиваться, а именно ограничивать государственное участие в отрасли, развивать конкуренцию, поощрять инициативу собственников по управлению жилым фондом, внедрять современные технологии. Механизмом такого стимулирования является обусловленное финансирование Фондом капитального ремонта и расселения аварийного жилья в регионах, что также улучшает возможности для развития отрасли. И хотя окончательные выводы делать еще рано, можно констатировать, что реформа ЖКХ движется в правильном направлении. Вопросами идеологии и механизмов реформирования ЖКХ занимаются Правительство РФ, Совет Федерации, Госдума. Однако ответственность за осуществление реформы в каждом конкретном регионе возложена на региональные и местные власти, а конкретно на высшее должностное лицо субъекта РФ. Реформирование сферы ЖКХ в регионе — один из важнейших критериев из того перечня, по которому Президентом РФ и Правительством РФ будет оцениваться эффективность работы глав субъектов РФ. В случае, если со стороны руководства или работников Фонда будут выявлены факты нарушения закона, то ответственность будет такой же, как и у остальных граждан РФ, преступивших закон – административная или уголовная. Тут, я думаю, все понятно. На сегодня деятельность Фонда проверялась Генеральной прокуратурой РФ и Счетной палатой РФ. Ни та, ни другая структура нарушений закона в деятельности Фонда не выявила. Также оценку работе Фонда ЖКХ дала служба по финансово-бюджетному надзору, которая проверяла результаты реализации программ Фонда в регионах в 2009 году. Она отметила, что средства Фонда расходуются в пять раз более эффективно по сравнению с расходованием средств федерального бюджета по другим программам.
– Фонд ЖКХ занимается финансированием капитального ремонта жилых домов, насколько мне известно. И худо-бедно, но ремонт идет. Не подскажете ли, кто будет за ремонт платить после 2012 года, когда Фонд прекратит свое существование, или есть идеи по продолжению его деятельности?
– Да, действительно, Фонд действует до 1 января 2013 года, после чего он будет ликвидирован. Всего в программах Фонда участвует 81 регион. По программе капремонта до 2013 года должно быть отремонтировано порядка 130-140 тыс. домов. Это примерно 12-15% от числа домов, нуждающихся в капитальном ремонте. Конечно, это мало. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы помочь регионам создать механизм, который позволил бы продолжать программу капремонта после прекращения деятельности Фонда. В настоящее время Фонд принимает активное участие в разработке законопроекта о создании системы региональных фондов капитального ремонта. В этих фондах будут аккумулироваться средства, которые выделяют регионы, федеральный центр и собственники жилья. Думаю, что уже весной законопроект может быть внесен правительством на рассмотрение в Госдуму. При этом регионы сами проявляют инициативу, и региональные фонды созданы или создаются в Республике Татарстан, Удмуртской Республике, Приморском крае, Московской, Новосибирской, Свердловской, Томской и Ульяновской областях. Наиболее показателен пример Республики Татарстан, в которой региональный фонд действует с марта 2010 года. Участниками проекта стали 13 тысяч домов, в которых проживают 2,8 млн. жителей. За 2010 год было отремонтировано 3 659 домов, улучшили условия проживания более 778 тыс. человек. Благодаря региональному фонду в Татарстане планируют ликвидировать так называемый «недоремонт» домов в течение 5-7 лет.
– Объясните нам раз и навсегда, за чей счет должен проводиться ремонт в подъезде жилого дома?
– Согласно действующему с 2005 года Жилищному кодексу обязанность содержать общее имущество в доме лежит на собственниках помещений. Это касается и затрат на ремонт. Если вы являетесь собственником квартиры в доме, то соответственно соизмеримо своей доле в общем имуществе дома несете расходы по ремонту подъезда. Если же вы являетесь нанимателем, то в этом случае в роли собственника выступает муниципалитет, и соответственно он несет расходы по ремонту подъезда.
– Скажите, пожалуйста, как вы думаете, является ли на сегодняшний день структура ЖКХ «прозрачной» для обычного гражданина? Насколько оправдано ее существование на сегодняшний день?
– Если бы структура ЖКХ была «прозрачной», то и необходимости реформировать эту сферу не возникло бы. У нас с девяностых годов прошлого века отрасль жилищно-коммунального хозяйства недофинансировалась в гигантском масштабе, а цены искусственно сдерживались определенный период. Потом цены отпустили, но рост тарифов был привязан к темпам инфляции. Сейчас же, когда инфляция стала достаточно низкой, у нас цены на услуги ЖКХ стали повышаться темпами, в два раза превышающими темпы инфляции, и все стало совсем непрозрачным. Я считаю, что в этом в основном «заслуга» монополистов, действующих в системе ЖКХ. Хотел бы отметить, что сейчас, в соответствии с действующим законодательством, монополисты обязаны раскрывать механизм ценообразования, но если посмотреть, что они публикуют, то там черт ногу сломит. Мы в прошлом году высказали идею — в рамках трехлетнего бюджетного планирования зафиксировать цены на услуги ЖКХ, то есть не повышать их в течение трех лет. За это время можно детально проанализировать ценообразование, посмотреть, как в таких условиях будут работать монополисты, как будут реализовываться их инвестиционные программы. Надо сделать такой расчет тарифа, который был бы понятен простому обывателю. Фондом ЖКХ, например, создан интернет-ресурс (reformagkh.ru), на котором любой человек может взять свою платежку, подставить в программу свои цифры и посмотреть, превышают ли эти цены предельный уровень тарифов в его муниципальном образовании. Кроме того, мы проанализировали, насколько соотносится рост тарифов на услуги ЖКХ с ростом доходов граждан. Некоторое время рост тарифов был ниже, а в 2010 году он опережает рост благосостояния населения. Это очень тревожная тенденция. Правительство это тоже понимает, и сейчас рассматривается возможность введения долгосрочного тарифного регулирования. Но мне кажется, что все-таки лучше было бы зафиксировать тарифы на какой-то срок. Я уверен, что ничего с монополистами не случится.