В Управление Росреестра по Рязанской области часто поступают телефонные звонки по вопросам выдачи информации из Единого государственного реестра прав (далее – ЕГРП). В связи с этим хотелось бы еще раз рассказать о порядке выдачи сведений, содержащихся в ЕГРП.
Информация предоставляется в форме выписки из Единого государственного реестра прав. Из нее можно узнать кадастровый или условный номер объекта, наименование и назначение объекта, его площадь, адрес, имя или наименование правообладателя, вид права, наименование и дату регистрации ограничения (обременения), номер его регистрации, срок, на который установлено ограничение (обременение), а также сведения о лицах, в пользу которых оно зарегистрировано.
Собственники недвижимого имущества или их доверенные лица могут получить сведения о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объект недвижимости, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным. Это информация конфиденциального характера.
В нашей практике нередко встречаются случаи, когда правообладателем утеряны документы на принадлежащее ему недвижимое имущество. Такие ситуации предусмотрены Законом, в соответствии с которым, собственникам выдаются копии договоров, заключенных в простой письменной форме.
Порядок предоставления информации достаточно прост. Лицо, желающее получить интересующие его сведения, должно обратиться в регистрирующий орган с письменным заявлением (его поможет составить специалист, ведущий прием документов). При этом необходимо предъявить удостоверение личности, а юридическим лицам – документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя.
Сведения выдаются в течение рабочего дня, следующего за днем обращения заявителя.
Информацию об объекте недвижимого имущества можно получить и посредством почтового отправления. Для этого необходимо направить в адрес Управления письменное заявление, квитанцию об оплате и ксерокопию паспорта заявителя.
Сведения конфиденциального характера также можно получить по почте. В этих случаях подлинность подписи лица, запрашивающего их, и верность копий прилагаемых документов, должны быть нотариально удостоверены.
25 октября 2010г. вступил в силу Приказ Минэкономразвития РФ от 14.05.2010г. №180 «Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В связи с этим была проведена огромная разъяснительная работа с потенциальными заявителями, органами местного самоуправления и органами государственной власти, с органами по учету государственного и муниципального имущества, судами, прокуратурами, налоговыми и правоохранительными органами, судебными приставами-исполнителями. В частности рассылались разъяснительные письма, давались консультации по телефону и при личном обращении заинтересованных лиц. Это обусловлено тем, что в соответствии с установленным Порядком, запросы, не соответствующие по форме и (или) содержанию требованиям, установленным Порядком, считаются неполученными и не рассматриваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
В соответствии с п.7 ст.33 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предоставляется информации по так называемым экстерриториальным запросам. То есть, обратившись в Управление Росреестра по Рязанской области, можно получить информацию о зарегистрированных правах об объектах недвижимого имущества, находящихся на территории других регистрационных округов, а также сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости на территории РФ. Эта информация предоставляется в течение 14 рабочих дней.
С 1 января 2011 года изменилась и очень существенно плата за предоставление информации. Это связано с тем, что вступил в силу Приказ Минэкономразвития России №650 от 16.12.2010г. «О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, и размерах такой платы».
В соответствии с этим Приказом установлены следующие размеры платы за предоставление сведений:
если заявителем является физическое лицо, то за Выписку о зарегистрированных правах на объект недвижимости нужно заплатить 200 рублей, за Справку о содержании правоустанавливающих документов – 300 рублей, за Выписку о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости – 500 рублей, за Выписку о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости на территории РФ – 1500 рублей, за выдачу копии договора – 200 рублей.
Для юридических лиц размеры платы установлены значительно выше:
выписка о зарегистрированных правах на объект недвижимости – 600 рублей;
справка о содержании правоустанавливающих документов – 900 рублей;
выписка о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости – 1500 рублей, (на территории РФ – 2500 рублей);
выдача копии договора – 600 рублей.
Еще раз хотелось бы отметить, что открытость и доступность получения сведений из ЕГРП позволяет до минимума снизить риск при заключении сделок с недвижимостью, предотвратить возможные злоупотребления и мошенничество. И работа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области направлена прежде всего на максимальную защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Начальник отдела выдачи информации
о зарегистрированных правах
Управления Росреестра по Рязанской области
А.М.Ермакова.