Одним из положительных моментов дискуссий, разгоревшихся в последнее время по поводу различных инициатив Министерства образования РФ, может быть то, что многие граждане нашей страны впервые узнали; оказывается, существуют образовательные стандарты…
Их не было в советское время, так как для всех школ было все одинаково и едино. Стандарты пришли к нам в постсоветское время. В первый раз для того, чтобы собрать и сохранить в российском образовании то лучшее, что накопилось за предыдущие годы… И вот теперь – стандарты нового поколения, призванные заложить крепкие основы для дальнейшего движения нашей страны вперед.
Как неоднократно заявляли в министерстве, с первого сентября этого года федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения станет обязательным для первого класса, с 1 сентября 2015 года – для пятого класса, а на ступени среднего полного (общего) образования (10 класс) он станет обязательным с сентября 2020 года.
В проекте стандартов для 10-11 классов используются принципиально новые подходы к подготовке старшеклассников: школьникам предоставляется возможность выбора тех предметов, которые они хотели бы изучать на углубленном уровне. Именно данный момент и вызвал интерес, а чаще всего протесты общественности, поскольку многие увидели в этом отмену обязательного изучения некоторых предметов. Есть и многое другое, чего не могут взять в толк люди, заинтересованные в качественной работе нашей школы. Как часто можно услышать от самих педагогов и родителей, новый российский образовательный стандарт заимствует самые худшие черты американской старшей школы, которые сегодня резко критикуются во всем мире, в том числе самими американцами.
Возмущало и то, что чиновники от образования упорно настаивали на своем, игнорируя мнение очень многих граждан. Интернет переполнен возмущенными отзывами на сей счет…
Как часто у нас бывает, переломило ситуацию мнение «большого начальника». На заседании президиума Правительства премьер-министр Владимир Путин настоятельно посоветовал министру образования Андрею Фурсенко принимать решения по фундаментальным изменениям в образовании «на ясном глазу».
И вот уже в среду, 9 февраля, министр говорит на правительственном часе в Государственной Думе Федерального Собрания, что стандарт старшей школы предстоит обсудить и доработать. Обязательно должен быть найден баланс между предметами по выбору, которые позволят ребятам сориентироваться при выборе вуза или техникума, и необходимыми предметами для получения полноценного общего образования. Были также сказаны правильные слова о создании необходимых организационных и материально-технических условий для внедрения новшеств.
И самое главное: А. Фурсенко пообещал, что стандарты не будут утверждены, пока не получат поддержку общества. Более того, если дискуссия затянется, то сроки введения стандартов могут быть сдвинуты, а в случае неразрешимых противоречий не исключена возможность проведения нового конкурса по разработке стандартов для старших классов. «Но я думаю, что до этого дело не дойдет», – оговорился тут же министр.
Он сообщил также, что создана специальная мониторинговая группа, которую возглавляет Председатель комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин, которая следит за обсуждением данного стандарта в экспертном сообществе. Эта группа периодически собирает высказываемые точки зрения и докладывает о них совету по стандартам. Совет, в свою очередь, будет выходить с рекомендациями к министерству о том, утверждать стандарт или нет.
Примечательно, что среди тех, кто ругает новые стандарты, есть люди, которые не только эмоционально выражают свою точку зрения, но и предлагают принципиально иной подход к реформе нашего образования, учитывающий наши традиции, менталитет.
Удастся ли разработать, в конце концов, такой документ, который был бы понятен обществу и принят им? Ответить на этот вопрос сейчас, пожалуй, никто не решится. Радует хотя бы то, что в ситуации со стандартами не получилось по принципу: «Мы были против, но нас не послушали…»