Поразительно, что в наше хайтековское время об авторской песне не перестают говорить. Мэтры высокой музыки – с удивлением, что она все еще жива, барды – с пристрастием, что это персонифицированное искусство, противостоящее так называемой попсе.
Это в полной мере показал международный туристский фестиваль авторской песни «Зимний Лимон-2011», который прошел в нашей области в начале февраля.
На музыкальный ринг в МКЦ были приглашены действительно мэтры: один из основоположников жанра – поэт, прозаик, автор песен Алексей Морозов и лауреат фестиваля авторской песни памяти Валерия Грушина Женис Искаков.
Особенность «Зимнего Лимона» – разнообразие музыки. Авторская песня, сохраняя все свои характерные признаки, приобретает новые оттенки. В произведениях бардов слышатся отзвуки романса, блюза и рока.
Самое главное – это живая музыка, которая согревает всех, кто ее слышит. А когда перед нами выступают такие мастера, как Алексей Морозов и Женис Искаков, то энергия творчества и магия сказки остаются со слушателями надолго.
Представляем наших сегодняшних гостей: Алексей Морозов свои первые дворовые песни сочинил почти полвека назад. Он участвовал в самодеятельности 1-го Московского медицинского института имени Сеченова, играл в различных рок-группах, сочинял песни для студенческих спектаклей, пародии, эпиграммы.
В 1988 году произошла счастливая для него встреча с Валерием и Вадимом Мищуками, для которых были написаны тексты песен, вошедшие в диски «Добровольная тюрьма» и «Портвейнблюз».
Алексей Морозов – широко известный в кругах столичной интеллигенции поэт и композитор. Он появился на «Зимнем Лимо-
не – 2009» и произвел настоящий фурор, зал буквально взрывался аплодисментами. Друзья в шутку называют Алексея «посредником». Он не обижается, воплощая в жизнь лозунг
«Поэт – посредник между Богом и людьми».
Жениса Искакова называют «золотым голосом» Казахстана. Его творческий диапазон очень широк: он может спеть и неаполитанскую песню, и оперную арию, и песню гражданского звучания, и озорные куплеты…
Секрет своего мастерства Женис объясняет просто: «Хорошее исполнение, хороший голос, качественные тексты, которые можно назвать поэзией. Главное, чтобы они сочетались с исполнителем и составляли единое целое».
Когда Искаков берет за гриф гитару и трогает струны, у него действительно в душе царит восторг. Женис плохо видит, но это не мешает ему играть на гитаре. Сам песни не пишет, он исполнитель.
– Я вырос в большой семье, в которой было десять детей. В авторскую песню пришел через своих старших братьев, заядлых туристов и альпинистов, – говорит Женис. – Затем на смену пришел клуб авторской песни и ансамбль «Марианна». У нас двое прекрасных детей – Бота и Аян, они ездят с нами на фестивали с самого раннего детства. Например, Аяну было всего полтора месяца, когда поехали на фестиваль «Астана-2003». Мы с Гульсум познакомились на слете туристов в Караганде в 1989 году, с тех пор практически всегда вместе: вместе растим детей, вместе ездим на фестивали, вместе пытаемся приложить силы для развития и поддержки авторской песни.
В перерыве между романсами мы взяли эксклюзивное интервью у Алексея Морозова и Жениса Искакова.
Р.В. – Каковы ваши впечатления о фестивале?
А.М. – Они настолько двойственны, что их сразу не определить. Мне нравятся участники, подбор песен. Но я не очень люблю все эти шоу и что-то в этом роде. А вообще фестиваль очень добрый. Я нежно отношусь к его организатору – Игорю Лимонову и думаю, что и дальше буду посещать его фестивали.
Ж.И. – Нынешний вечер мне очень понравился. Я уже бывал на этом фестивале, поэтому, приехав сюда, мы были уверены, что здесь будет хорошо и здесь замечательный зритель. Лично мне нравится.
Р.В. – А чем отличается рязанский фестиваль от других смотров бардовской песни?
А.М. – Рязанский фестиваль больше похож на шоу, чем другие фестивали. Я не знаю, хорошо это или плохо. Это зависит от того, кто приходит в зал. Я сегодня видел в зале не очень много народу, испытывающего подлинный интерес к авторской песне.
Ж.И. – Приезжая на фестиваль, я не ищу каких-то слабых мест или сильных сторон. Я вижу много замечательных лиц, которых хотел бы еще раз увидеть, а также знакомлюсь с хорошими людьми. Лично мне этого хватает.
Р.В. – А вот новые, молодые исполнители авторской песни, чем они вам интересны?
А.М. – Они интересны, во-первых, тем, что прекрасно владеют своим инструментом. А во-вторых, они ломают рамки классической, традиционной поэзии и вносят свою струю в бардовскую песню, в поэтику авторской песни.
Р.В. – Как вы оцениваете современное состояние автор-ской песни?
А.М. – Очень хорошо. Современное состояние автор-ской песни прекрасно охарактеризовал Сергей Никитин, с которым мы вместе были на международном фестивале бардовской песни в Барселоне: «В авторской песне есть все. Есть своя классика, есть свой джаз и рок. И поэтому она стала очень разноплановой».
Я хорошо отношусь к современной авторской песне и не считаю, как некоторые, что она погибла. Она просто развивается в разных направлениях.
Ж.И. – Главное, что она живет и будет жить всегда. Может быть, стало меньше поклонников, меньше хороших песен. Но это все временно. Я в этом абсолютно уверен.
Р.В. – Некоторые критики считают, что авторская песня постепенно коммерциализуется, что она подстраивается под массовый вкус, становится эдакой «кавээнщиной».
А.М. – Авторская песня никогда под массовый вкус не прогнется. Потому что в ней на первом месте должны быть стихи. Если там есть стихи, то их будут слушать независимо от того, на какую мелодию они были написаны, под какой аккомпанемент они поются. А то, что есть разные ответвления – попсовые, роковые, джазовые, – это лишь часть авторской песни.
Что касается коммерции, то это дань нашему времени.
Ж.И. – А что такое авторская песня? Она часть песни эстрадной, то есть часть эстрадного искусства. Поэтому, коммерциализировать ее или нет, это каждый исполнитель решает для себя сам. Или его продюсеры или директора. Мы живем в современном мире, и все, что происходит в нем, затрагивает и нас – бардов.
Беседовал