Незадолго до дня отбора работ я общалась с несколькими знакомыми молодыми художницами, за плечами у которых персональные выставки с неординарными произведениями. «Будешь участвовать в молодёжной?» – спрашивала я. Ответ был отрицательный; «Уже несколько раз мои работы не «проходили». Зачем пытаться?»
Наслушавшись таких отзывов, я отправилась на выставком (заседание отборочной комиссии) в выставочный зал Союза художников России с намерением посмотреть всех претендентов. Увиденное разочаровало. Члены выставкома пытались отобрать интересные работы, но особого выбора не было. Даже те молодые художники, которые делали интересные арт-проекты, выставки, принесли нечто малоинтересное. Тоже боялись, что «новации» не пройдут? Или иссяк творческий запал? Не знаю.
точка зрения
Василий Колдин,
директор Рязанского художественного училища им. Г.К. Вагнера:
– Здесь есть таланты, но нет ярких открытий. Почему-то люди, будучи юными, совсем не «молоды» в своих работах. Тот, кто не экспериментирует, не рискует, с юности – «старичок». Такая ситуация – упрёк училищу и всем художественным вузам, которые здесь представлены. Это означает, что мы не «раскручиваем» студентов и что среда в городе такая.
«Пробел» в возрасте участников, наверное, связан с глубинными социальными проблемами. В Рязани нет предпосылок для занятий творчеством. Смотрю на моих недавних выпускников. Те, кто учится в столичных вузах, даже платных, продолжают художественные поиски, а те, кто остался в Рязани…Мне обидно за молодежь. Что делать? Надо давать гранты на творческие проекты молодым художникам, поддерживать их конкретными делами.
Художник – тот, кто постоянно ищет, а не тот, кто эксплуатирует единожды найденную интонацию. Творческий поиск – это уже цель. Без него вообще ничего нельзя делать. Быть не похожим на других – это одна из важных целей, каждый должен искать свою форму выражения. Эта выставка показывает, что участники больше стараются понравиться, нежели пребывают в творческом поиске. Всё это более ориентировано на продажу, на рынок, причём убогий, каким является арт-рынок Рязани.
Виктор Корсаков,
живописец, педагог:
– Очень многие наши студенты инертны. Идут «по следам бременских музыкантов». Где-то что-то кем-то открыто, и они начинают это повторять. Очень хочется, чтобы вещь создавалась на волне эмоциональных переживаний. Кто этим обладает, у тех есть какой-то маленький прорыв. Надо культивировать эмоции в себе, потому что без этого писать нельзя. Здесь мало работ «с импульсом». Все пытаются быть «красивыми», благородными, живописными, а остроты, неравнодушия нет.
Большую часть работ представили студенты и недавние выпускники художественного училища, художественных факультетов вузов. Приносили даже дипломные холсты, которые, как потом справедливо было замечено на открытии, не являются вполне самостоятельными произведениями. Заявились для участия и несколько преподавателей училища и вузов, люди в возрасте около тридцати и старше (в выставке можно принимать участие до 35 лет включительно). Между двумя этими категориями – студентов и педагогов – «пробел» лет в десять. Зияющая дыра.
Экспозицию делал один из участников «молодёжки», член выставкома, член правления региональной организации Союза художников России, лауреат Первой премии Центрального федерального округа в области литературы и искусства за 2010 год Владимир Янаки. Выставка вышла очень «правильная». В ней много традиционных работ одаренных людей. Представлены произведения разных жанров. Но тут трудно кого-либо выделить – практически нет экспериментов, поисков, фантазии – всего того, чем славились молодежные выставки в былые времена. С такой оценкой выставки согласны как минимум четверо авторитетных художников, с которыми я беседовала.
Это я о живописи и графике. Прикладное же искусство и скульптура представлены очень скупо. Самое оригинальное в экспозиции – инсталляция группы студентов Рязанского института Московского университета культуры и искусств.
В чём же дело? Ведь в городе сейчас несколько учебных заведений, которые готовят художников разных специальностей. И все же таланты уезжают прочь и не возвращаются. А те, кто остался здесь, редко занимаются творчеством, в лучшем случае делают что-то на досуге и показывают потом изредка на персональных или групповых выставках. Значит, что-то у нас неладно, господа. Есть о чем задуматься.