22:29 МСК
Пятница
15 / 08 / 2025
3376

В селе с названием Шарик…

Уходил Филя из родного дома в лапотках и в онучах, а вернулся однажды, в пресветлое воскресение, в сапогах с галошами. В се­ле с затейливым названием Шарик все так и ахнули.

– Это где ж ты такой обувкой разжился? – пялили глаза.

– А я у купца Набатова молоточком постукивал. В сапожном деле руку набивал.

– Ну и как, набил?.. – спрашивали.

– Сами видите, – небрежно отвечал Филя и с важной миной на лице рассказывал, какие порядки существуют в большом городе и как он там жил-не тужил. Правда, о том умалчивал, что два года и гроша ломаного не получал, состоял мальчиком «на побегушках» при мастерах; то за вином его посылали, то за табаком, то какой-нибудь девице любовную записочку передать. И только на третий стал работать самостоятельно, за З6 рублей в год и за эти вот сапоги с галошами.

Было это в 1911-м году, и по приезду в родные края Филя, 17-летний Филипп Авилкин, недосчитался в своей неказистой избенке младшего братишки и двух сестренок: умерли от скарлатины и дифтерии. Отец их Спиридон Андреевич еще раньше сошел в могилу: подрядился на нелегкую и вредную работу в далекой Астрахани и однажды, свалившись с усталости на грязный пол в тесном, наполненном ядовитыми парами помещении, наутро не проснулся.

В те далекие от благополучия времена мужики из сел и деревень, расположенных по реке Цне – Купля, Шаморга, Конобеево, Лесное Ялтуново, а также по ее притокам – Желанное, Завидное, Шарик, чтобы прокормить семью, по окончании полевой страды уходили до весеннего снеготаяния на заработки – квасить шкуры в больших чанах и красить их с последующей просушкой и выделкой. Здесь же, возле чанов, и ели-пили, и спали, что нередко заканчивалось смертельным исходом от угарного газа. А в Борках, Кермиси, Львовке, Спасске мужики в основном плотничали, и покидали дом на все лето, до белых мух. В таких семьях пахали, сеяли, косили, молотили женщины, старики и дети, кто уже мог держать серп в руках и цеп.

Своим чередом пришел 1914-й год, и Филю – Филиппа вместе со старшим братом призвали в армию, отправили на войну. Осталась мать одна в Шарике, с лошадкой, которую вскоре пришлось продать, и с коровенкой, которая – худо-бедно – выручала. Правда, приходилось в жилку тянуться, на покосе последние бабьи силы выкладывать.

С полей сражений, из окопной грязи вернулся Филипп в родное село, слава богу, живым-невредимым, и стал, не покладая рук, трудиться на земле. Много разных событий, важных и не очень существенных, протекло перед ним. Много эпизодов, житейских случаев мрачных и светлых, горьких и радостных, сохранила его память. На склоне лет, мысленно оглянувшись назад, взялся Авилкин за перо. Решил изложить на бумаге все то, что знает, помнит, что видел соб­ственными глазами. Чтобы люди завтрашнего дня, прочитав его заметки, приняли к сердцу историю своего края, узнали о прошлом малой своей родины. Недаром ведь сказал один мудрец: «Слова улетают – написанное остается».

Ложились на бумагу простые бесхитростные строки.

«Семьи были большие. Средняя состояла из 12 человек, а были и по 20-25. Но и смертоностъ была большая, особенно детская. Умирали от кори, оспы, дифтерии, скарлатины…»

«На пасхальную неделю собирались партиями, играли в карты, в «три листика», в лапту, в шары. Мячей не было, шары выстругивали из дерева. Парни и девчата гуляли по лугу, плясали и пели под маленькую гармонику о семи ладах».

«В 1908 году открыли первую в Шарике трехклассную школу, построенную земством. Она была светлая, просторная. Учительствовала Преображенская Елена Петровна. Потом в школьном здании размещались – ликбез, клуб, изба-читальня. Там же проводились первые выборы в Советы крестьянских депутатов».

«В 1929 году организовали колхоз из 30 хозяйств. На северной стороне он назывался – «Заря свободы», на южной почему-то – «Восьмое марта».

И трагические страницы нашей истории (куда ж от них денешься!) не минули пера Авилкина. «В 1931-м году случился неурожай», а вместе с ним – голод. Ели листья с липы, ракушки, собирали желуди, выкапывали гнилую картошку. В 32-м весна выдалась ранней, рожь поспела на месяц вперед против обычного, это многих спасло от беды и даже от смерти. Но не всех. Помню такой случай: дождавшись жита, один селянин – Тимофей Гаврилович повалился на новые хлеба, раскинул руки, объял колосья, сколько мог захватить и... испустил дух».

Так и вязал свой рассказ, узелок к узелку, Филипп Спиридонович, и в конце привел полный список земляков своих, погибших в бо­ях за Родину. И первым, согласно алфавита, стоит имя дорогого ему человека – Авилкина Алексея Филипповича. «В 1965-м году, в честь двадцатилетия Победы, возле восьмилетней школы соорудили памятник. Ребята очень внимательно и бережно к нему относились. Содержали в чистоте и порядке, сажали цветы, возлагали венки. Здесь же проводили сборы пионерской дружины».

Свои записи Филипп Спиридонович показал сельской учительнице Ховрачевой Анне Андреевне, и та, прочитав, сказала, что они могут принести большую пользу в деле воспитания молодого поколения. Позже перепечатанную на машинке и аккуратно переплетенную рукопись решили сделать достоянием широкой публики, передали в Шацкий краеведческий музей.

Однажды в нее заглянул С.Г. Варганов, главный архитектор Рязанского научно-реставрационного управления. Был у него свой интерес.

По роду своей деятельности Сергей Григорьевич тесно связан с Шацким районом. В свое время он составлял проект реставрации Свято-Никольского монастыря в селе Старочернееве, и ему приходилось подолгу жить там вместе с мастерами, по ходу внося поправки и коррективы в рабочие чертежи, потом занимался памятниками русского зодчества, находящимися на территории Вышенской обители. Пытался воссоздать в прежних формах «ветряк», больших размеров мельницу, в селе Конобееве.

И вот однажды Варганов посетил тихое село с забавным названием Шарик, которое принадлежало некогда Его императорского Величества господину оберкамергеру Александру Львовичу Нарышкину и в котором по ревизской «сказке» 1811 года проживало три семьи с семнадцатью лицами «мужеска пола» (женщин во времена крепостного права в расчет на принимали). Церковь, деревянная, пятиглавая, с шатровой колокольней, показалась Варганову очень самобытной. Настоящим русским духом была проникнута. Профессиональный глаз сразу же отметил: построена по классической композиционной схеме, то есть колокольня, трапезная, четверик и алтарная часть расположены на одной продольной оси. Заметив интерес приезжего к их разрушающемуся день ото дня бревенчатому строению, к архитектору, помогая себе батожками, приковыляли старики-старожилы. Пока­чали головами: «Да-а, совсем обветшал наш храм. Считай, восемьдесят лет стоит сиротою, без людского догляда. Скажи, мил человек, а можно его подремонтировать, божеский вид придать? «Думаю, можно, – глядя в погрустневшие лица стариков, ответил Варганов. – Здесь, по-моему, не все еще потеряно. Было бы желание людей, наше с вами желание. И, разумеется, помощь со стороны епархии».

Приехав в город, порывшись в литературе, Варганов узнал, что храм в честь Святой Троицы был заложен в начале прошлого века графиней Шуваловой (урожденной Нарышкиной). Финансирование строительства осуществлялось следующим образом. Земли по берегам реки Выши, к ним еще подкорчевывали лес, распахивались и засевались просом, зерно продавали, а вырученные деньги шли на церковь.

В следующий приезд в Шацк Варганов познакомился и с воспоминаниями Авилкина. «Первое время постоянного священника у нас не было, – писал краевед и патриот своей «малой» родины. – Иногда приезжал батюшка из села Желанного, справлял обедни. Потом прислали иерея Виктора, по фамилии Флерин и дьячка, нарезали им земли, около 30 десятин. Поп был нрава живого, веселого. По уезду раскатывал на лихом рысачке. В 1929 году церковь закрыли, отца Виктора арестовали и отправили на Соловки».

«Летопись села Шарик», как назвал Авилкин свой скромный труд, была написана увлекательно, изобиловала интересными фактами и подробностями. Автор привел даже копию с архивного документа – ревизской «сказки», где перечислялись поименно первые жители села с указанием их возраста. Люди веры православной трудились на земле, переносили все тяготы и невзгоды, возделывали поля, растили хлеба и детей. А когда пришел суровый час и над страной нависла смертельная опасность, взяли в руки оружие. 114 человек отдали свои жизни в боях за Родину – свидетельствует Авилкин, знаток истории своего села. Церковь – определенная памятная веха этой истории. И очень жаль, если здание храма будет потеряно для буду­щих поколений.

Проведя вместе с конструктором Д.В.Дмитриевым инженерное обследование здания Троицкой церкви, Варганов пришел к выводу: при грамотном научном подходе к реставрационным работам её можно спасти от дальнейшего разрушения, восстановить в изначальном виде. Дошедшие до наших дней стены, отдельные фрагменты и архитектурные детали позволят восстановить белокаменную облицовку цоколя трехярусной колокольни, венцы трапезной, главы и кресты, деревянное резное убранство по фасаду, так называемый декор. А он, судя по тому, что сохранилось, выполнен на высоком художест-венном уровне.

Это нужно делать сегодня. Быть может, завтра будет поздно. Время ведет свою разрушительную работу. Вода и камень, как известно, точит. Деревянные постройки она тем более не щадит.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 3 (3554) от 14 января 2010 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Подготовка новобранцев выходит на качественно новый уровень
12 января прошла тридцатая внеочередная конференция Рязанской региональной общественной организации РОСТО (ДОСААФ). Участие в ней приняли Вице-губернатор области Андрей Шевелёв, министр ...
Марина Шерфединова
Спасибо, «Спартак»!
В Рязани, в спортивном зале завода «САМ», состоялся турнир по мини-футболу, посвященный закрытию сезона. Как сказал нашему корреспонденту главный судья соревнований Александр Жуков, ...
Вячеслав Чирков
Читайте в этом номере: