После смерти жены Николай Андреевич остался с шестью детьми. Старшему Николаю едва исполнилось двенадцать, а младшему Васятке было всего четыре месяца. Это сегодня грудных детей можно вырастить без материнского молока, а тогда, в сорок шестом, отец испытывал c кормлением невероятные трудности.
Но о том, чтобы отдать детей в приют, не было и речи. Помня наказ любимой жены беречь детей, Николай Андреевич с головой окунулся в работу.
… На пустыре уже больше часа продолжалась футбольная баталия – улица на улицу. Десятилетний Коля Будылин с азартом рвался к воротам, прошёл защитника и левой ногой ударил по тяжёлому мячу. И сразу почувствовал боль в коленке, да такую острую, что пришлось прекратить игру. Он едва дошёл до дома. Примерно через полчаса боль утихла, и он занялся привычными делами, которых в деревне всегда невпроворот.
Со временем боль в коленке стала невыносимой. Как потом выяснилось, у Коля Будылина начался туберкулёз коленного сустава. Ногу пришлось ампутировать. Ему к тому времени едва исполнилось шестнадцать.
Николай перенес операцию болезненно, не выходил из дома, замкнулся. На игры и забавы сверстников смотрел лишь из-за оконной занавески. Со временем выучился на сапожника, и это ремесло его кормило все годы. Николай в деревне слыл уважаемым человеком.
Пришло время жениться. Однако все деревенские девчонки, которые ему нравились, отвергали предложения – кому нужен инвалид, с которым на людях-то показаться стыдно. Наконец, ему удалось сосватать молодую вдову Елену Михайловну Фирсову. Сыграли свадьбу. Женщина оказалась трудолюбивой, покладистой, хорошей хозяйкой, родила ему шестерых детей: три сына и три дочери. Супруги построили новый дом и жили счастливо.
После войны жизнь в деревне была трудной. К тому же Николай Андреевич тяжело переживал смерть жены. Он не запил, не раздал детей по детским домам, приютам и интернатам (даже мысли такой не допускал), не опустил рук. Он весь ушёл в работу. Старшие учились в школе, помогали отцу по хозяйству и в уходе за младшими братьями и сестрами.
Николай Андреевич понимал, что без женщины в доме ему детей не поднять. Но это опять оказалось непростым делом. Теперь причина отказа была одна – никто не хотел идти замуж на такую ораву. И только Настя из соседней деревни согласилась стать женой и матерью его детей. А вскоре родила седьмого ребёнка.
Николай Андреевич, окончив три класса церковно-приходской школы, много читал. Любимым писателем был Лев Толстой, чей портрет украшал стену дома. Стал вести дневник, завёл семейные альбомы, где дети и гости оставляли свои впечатления, записи и фотографии. А когда дети подросли, отец настоял, чтобы они и дальше учились. Старший Николай окончил Шацкий техникум механизации сельского хозяйства. Пятеро окончили высшие учебные заведения, из них двое – по два вуза. Сыновья стали крупными руководителями разных учреждений и ведомств, в том числе и Москвы. Выросли и получили достойное образование дочери.
В многодетной семье всегда трогательно относились друг к другу. Когда у отца случился инсульт, дети и внуки по очереди брали отпуск и дежурили у кровати больного. И было столько радости на лицах, когда они узнали, что болезнь понемногу отступает.
Сегодня в семье Будылиных – 45 человек. Одиннадцать внуков окончили вузы, двое из них – защитили кандидатские диссертации и преподают в Москве. По их стопам пошли и правнуки. Традиции, заложенные отцом, проросли добрыми всходами. Где бы они ни жили, малая их родина – деревня Романово Чучковского района – остается для потомков святым местом. Свой отпуск, как и при жизни отца, дети проводят в милом местечке, названном ими Буроманово. Все годы здесь отмечаются торжественные даты, юбилеи, праздники, в том числе и день рождения отца – Николая Андреевича. Недавно рядом с домом благодарные потомки установили бронзовый бюст своему отцу, сумевшему достойно воспитать шестерых детей.
Будылины построили три часовни (одну из них рядом со своим домом, другую – в селе Красное Озеро) с именами 105 погибших на войне земляков и на кладбище, где похоронены многие их однофамильцы. С их помощью в селе Аладьино восстановлена церковь, они вырыли два пруда в своём безводном краю, посадили деревья, аллеи, помогли построить дорогу, чем заслужили благодарность своих земляков. Будылины обустраивают свою малую родину без громких слов и призывов, без денежных поборов, без пафоса и самолюбования, а только по зову сердца и памяти.
В родительском доме и сегодня не бывает пусто. Постаревшие дети выполняют свой долг, охраняют покой семьи, ее устои, берегут память о родных и близких. Как и в прежние годы, ярким огнем светятся окна, буйно растут в огороде овощи и ягоды, трудолюбивые пчелы собирают с них ароматный нектар. Девизом жизни большой семьи стало стихотворение собственного сочинения: «Пусть не был дом сей полной чашей, но укреплялся дружбой нашей. А стержень в доме том – отец – семьи талантливый творец».
Анатолий Говоров