Всё больше убеждаюсь в том, что понятие «провинциальность» относится скорее к мироощущению человека, а не к месту жительства. На прошлой неделе в Скопине состоялся II Международный театральный фестиваль «Белый свет», организованный молодёжным театром «Предел» при содействии администрации города. Я встретила там людей, которые мыслят и действуют как граждане мира, точнее – Европы. Полная свобода, современное искусство в исполнении как самих скопинцев, так и их гостей.
Пять лет спустя после первого фестиваля «Белый свет» руководители «Предела» Владимир и Ирина Дели собрали вместе очень интересную компанию с актуальными проектами. Давний друг скопинского театра француз Боб Дантонель представил новую версию «Моцарта и Сальери», поставленную Владимиром Делем. Это моноспектакль на французском языке с куклами, который играется «в чёрном кабинете», важную роль в нём играет свет – поэтому приехал и художник по свету Мишель Сарро.
Ещё один друг, режиссёр молодёжного театра «Проект» из Ельца Липецкой области Олег Климов, привез визуальный спектакль «Премудрый пескарь» – вольную фантазию на тему произведения Салтыкова-Щедрина. Писатель, журналист, художник, фотограф, режиссёр и актёр – словом, человек-оркестр из Копенгагена Серёжа Адамов, подолгу живущий в Скопине, представил моноспектакль «Однажды». Местная художница, керамистка, поэтесса, актриса Дарья Киселёва реализовала в краеведческом музее арт-проект «Независимое искусство». Это чтение стихов, работы в разных техниках, созданные в течение всей жизни, инсталляции. И, наконец, хозяева показали моноспектакль Екатерины Авданькиной «Интимный дневник отличницы» (режиссёр-постановщик Владимир Дель).
Главным для меня на фестивале стали не сами спектакли, а люди. Люди интересно, свободно мыслящие. Это и участники, и организаторы, и зрители. В Скопине потрясающая публика. Как внимательно она смотрит спектакль. А после не отпускает актёров, а общается с ними. Высказываются все желающие, возникают большие дискуссии.
Говорит начальница городского управления культуры Марина Ретюнская: «Что фестиваль дал городу? Это, конечно же, культурный обмен между Скопином и Ельцом, встречи с европейскими гостями – Дантонелем и Адамовым. Такие встречи – это, прежде всего, стимул к дальнейшей работе для наших коллективов и для всех, кто приехал на фестиваль. Ведь участники подпитываются друг от друга новыми идеями и эмоционально. Коллективы смотрят на себя со стороны, оценивают, что у них есть хорошего, к чему надо стремиться. Такие фестивали просто необходимы во всех отраслях сферы культуры, а не только в театральной. Хочу выразить благодарность главе города Ивану Еганову, который идёт навстречу любым нашим начинаниям. Он принимает всё хорошее, и сейчас фестиваль состоялся только благодаря его помощи».
«В чём идея фестиваля? Активно ли идёт на спектакли скопинский зритель?» – спрашиваю у Владимира Деля. «Идея в том, чтобы в едином творческом порыве объединить разные театры, творчество наших друзей из других городов и стран. Сейчас на представлениях ельчан и Дантонеля яблоку упасть было негде. Было чрезвычайное внимание к происходящему на сцене. В спектакле ельчан почти не было текста, но дети, сидящие рядом со мной, непрерывно расшифровывали спектакль. А он о судьбе человека, как он рождается, вырастает, идёт в школу, армию… У нас в городе растёт грамотный театральный зритель.
Однажды к нам приехали начальники отделов культуры разных городов Липецкой области, смотрели спектакль «Скопин – красный угол России». Тогда и зародилась мысль у руководства нашего областного комитета по культуре и туризму и липецкого об обмене творческими коллективами. То, что сейчас происходит, это даже не обмен, это настоящая дружба с ельчанами. И в этом нам помогает городская администрация».
Одним из откровений фестиваля стала новая франко-русская версия «Моцарта и Сальери». Как рассказал мне Боб Дантонель, он не захотел расставаться с ролью Сальери после того, как прежний спектакль (о котором мы писали), отжил своё: «Я не могу отделить себя от Сальери». Тогда Владимир Дель придумал иное решение: Дантонель в чёрной одежде «в живом плане» играет высшую тёмную силу, некоего Мефистофеля, который оживляет куклы Моцарта и Сальери. Он управляет их судьбами, по его наущению Сальери творит величайшее злодейство… Куклы сделал один из лучших лионских мастеров, и кукла Сальери на лицо – точная копия Дантонеля.
Серёжа Адамов собирался читать свои интересные автобиографические рассказы, написанные с юмором, в сопровождении контрабаса. Договорился с рязанским виртуозом Константином Панкратовым, но, увы, тот в Скопин приехать не смог, и получился моноспектакль. «Это перекликается с творчеством Гришковца», – заметила я. «На самом деле многие вещи я стал делать раньше Гришковца, – ответил Адамов. – В Копенгагене я писал пьесы и не мог их ставить. Это было от безвыходности – не было актёров. И я стал их пересказывать. Не играл, а делал то, что потом стал делать Гришковец: рассказывал, какой бы мог быть спектакль. У меня «бытовые» вещи, проще их самому рассказать».
Арт-проект Дарьи Киселёвой «Независимое искусство» – это желание талантливого человека поделиться со всеми своим оригинальным видением мира. Дарья – потомственная керамистка, окончила Абрамцевское училище, учит детей творчеству на станции юннатов. Она рисует, пишет маслом, лепит, сочиняет стихи, играет в спектаклях «Предела», оформляет их. На фестивале Дарья читала в краеведческом музее стихи – в окружении своей керамики, живописи, графики, личных вещей…
В экспозиции много «чудес»: новогодняя ёлка с авторскими игрушками из папье-маше, проект самодельного ежедневника – 365 листочков с рисунками и надписями… «1 января 2009 года я проснулась, – рассказывает Дарья, – и подумала, что нужно что-нибудь сделать, чтобы появилось новогоднее настроение и ушёл прошлый год. Я стала рисовать на листике 10 на 15. 2 января тоже нарисовала – и так дальше… Если я была в поездке, то листиком служил билет»…
Как хорошо, что на белом свете есть такие люди… И фестиваль «Белый свет».