До 2020 года министерство здравоохранения и социального развития планирует поэтапно модернизировать систему оказания скорой медицинской помощи.
С какими проблемами сталкивается рязанская «скорая» сегодня? Ответ на вопрос искала ведущий корреспондент «РВ» Лада Петрова.
По нарастающей
Количество вызовов «скорой» в областном центре растет год от года. В 2009 году бригады выезжали более 183 тыс. раз, в 2010-м – более 190 тыс. Такие данные привел главный врач Рязанской станции скорой медицинской помощи Леонид Тен. Он рассказал, что в городе работает 43 бригады (26 на центральной подстанции, остальные по филиалам, которых четыре). Связь осуществляется через «центр». Все подстанции располагаются в 20-минутной транспортной доступности до места вызова. Но бывает, что бригада опаздывает из-за пробок, неуважительного отношения водителей на дорогах. К перечисленному следует прибавить возросшее количество обращений в «скорую» – в Рязани число вызовов на 1 тысячу жителей больше, чем установленный общероссийский норматив.
Если бы все эти звонки действительно содержали просьбу о помощи…
Готовя этот материал, я сутки выезжала с разными бригадами по адресам. Во время одного из выездов в поисках нужного дома по улице Окское шоссе пришлось какими-то закоулками, идти по нечистотам.
На забор дома (адрес был назван звонившими) бросалась с бешеным лаем огромная псина, то и дело открывая лапами калитку. На звонок над калиткой хозяева реагировать не спешили.
Вышли только после того, как водитель включил сирену. «Мы, – спокойно сказали они, – не вызывали. Это цыгане могли, вот с них и спрашивайте». Кто звонил, установить не смогли.
Типичный повод для вызова: пьян – плохо… В день моего дежурства на «скорой» на пульт диспетчера позвонила дама и дрожащим голосом потребовала срочно прислать реанимацию. Дескать, мужчина упал на тротуар, умирает. Реанимация выехала. Причем новая, только за день до дежурства переданная станции минздравом области. Опытный реаниматолог, который к 16 часам успел оказать первую помощь четырем действительно нуждавшимся больным, мчится на место и обнаруживает: «умирающему» не плохо, а, наоборот, очень даже хорошо! И на тот свет он не собирается. Дяденьку отвезли в вытрезвитель, где его встретили, как старого знакомого. У каждого работника станции подобных примеров немало, можно иронические дневники писать. И все же главная проблема станции – нехватка врачебного состава.
Чтобы служба медом не казалась…
Это про фельдшеров. Практически все линейные бригады выезжают по звонку без докторов и укомплектованы фельдшерами. Один из них выполняет обязанности врача, что, в принципе, по словам Л.Г.Тена, не противоречит приказу Минздрава о составе бригад. А где взять докторов, если на «скорой» молодые врачи не задерживаются – уезжают в Москву и Московскую область? Там заработная плата в разы выше.
Практически на каждой подстанции столицы есть выпускники Рязанского мед-
университета. «Вот если бы их брали в целевую интернатуру «врач скорой медицинской помощи» с условием обязательной отработки 3-5 лет, то картина изменилась бы к лучшему», – поделился своим мнением по поводу кадровой проблемы главврач станции.
У карет «скорой помощи» век недолог
Каждая машина задействована круглые сутки. Срок эксплуатации автомобилей станций – 5 лет. Их меняют согласно нормативам. Создаются также условия для содержания и ремонта транспортного парка. Так, в 2010 году на территории центральной подстанции были построены семь новых боксов для осмотра и технического обслуживания автомобилей. В текущем году планируется подключение этих боксов к городским тепловым сетям.
Есть и другие плюсы. Так, по утверждению диспетчеров, после внедрения АСУ «Скорая помощь» работать стало намного удобнее, быстрее: информация заносится в компьютер, ее без труда можно продублировать или найти. По системе «ГЛОНАСС», которой оснащены больше половины автомобилей «скорой», можно на компьютере увидеть, где находится любая машина, и направить бригаду на обслуживание ближайшего вызова. Планируется ряд шагов по развитию службы. Прежде всего
предстоит совершенствовать госпитальный этап оказания скорой медицинской помощи. «Это больше касается модернизации приемных отделений стационаров, которые принима-
ют больных от бригад «скорой», – объяснил Леонид Тен. Но это тема уже другого материала.