Несмотря на то, что безработица в России вернулась на докризисный уровень, количество приглашенных на работу иностранцев в 2011 году сократилось примерно на 200 тыс. человек. Если сравнивать с 2009 годом, то разрешений на работу планируется выдать на 11% меньше.
В Рязанской области квоты на трудовую миграцию уменьшены примерно на 2 тыс. человек. Трудоустроиться на предприятиях различных форм собственности в этом году смогут 15,3 тыс. иностранцев.
Обилечивание «зайцев»
Согласно утвержденному постановлению Правительства, не смогут привлекать к работе мигрантов те компании, которые торгуют в палатках и на рынках. Однако гораздо больше иностранцев занято не в торговле, а в строительстве, сельском хозяйстве и на обрабатывающих производствах. Впрочем, и здесь нехватки иностранной рабочей силы не предвидится. Так, в Рязанской области квота прошлого года, урезанная, кстати, на треть по сравнению с предыдущим, была выбрана на 89,3%. Не исключено, что резерв сохранится и в 2011 году.
Стараясь не создавать напряженности на рынке труда, государство тем не менее заметно либерализовало миграционные процессы. Например, введены патенты для иностранцев. Платишь тысячу рублей в месяц за патент – и работай без проблем. В Рязанской области выдано уже 2,3 тысячи патентов, собранные средства пополняют бюджеты тех муниципальных образований, где работники встают на миграционный учет. Основная цель нововведения – вывести из тени нелегалов. То, что проблема существует, ни у кого сомнений не вызывает. В 2010 году УФМС было поставлено на миграционный учет порядка 30 тыс. иностранных граждан, а разрешение на трудовую деятельность получили примерно две трети из них.
Возникает вопрос: чем занимались остальные? Допустим, кто-то приехал в гости к родственникам, кто-то навестить друзей, но основная часть приезжих, скорее всего, находилась на заработках. Патентная система как раз и призвана легализовать неучтенную рабочую силу.
В Управлении федеральной миграционной службы по Рязанской области считают, что более 2 тыс. выданных патентов – это неплохой результат для нашего региона. «Но как же быть с квотами? – задаю я вопрос заместителю начальника управления Сергею Николаеву. – Любой иностранный гражданин может сказать: «Я хочу работать в России, например, в Рязани», купить за тысячу рублей патент, и его уже не волнует – попадает он в квоту или нет. Получается, что контролировать миграционные потоки становится сложнее?»
Сергей Петрович вносит существенное уточнение. С патентом можно устроиться на работу только в частный сектор, к физическому лицу – допустим, дом кому-то строить или огород копать, ремонт в квартире делать и т.п. На предприятиях различных форм собственности работа по патенту будет вне закона. Здесь уже действует механизм квотирования.
Договор дороже слов
Отследить, насколько законопослушны все предприниматели, конечно, невозможно. Регулярные рейды «Нелегальный мигрант» и «Барьер», проводимые УФМС совместно с УВД области, показывают довольно большое количество нарушений – к административной ответственности в 2010 году привлечены более 500 работодателей. Причем штраф на юридическое лицо за каждого работника-нелегала может достигать 800 тыс. рублей.
Сколько иностранных рабочих требуется региону, решает межведомственная комиссия, действующая при Правительстве области. Однако, как это часто бывает, не все работодатели вовремя отправляют туда свои заявки. Иногда бизнесмены просто не могут предугадать, как у них пойдут дела, и остаются без иностранных помощников. А потом прибегают к услугам нелегалов и экономят на оплате их труда.
– Нам приходится сталкиваться с тем, что иностранных граждан принимают на работу без заключения договора. На словах обещают одну зарплату, а платят гораздо меньше. И таких работодателей, особенно в строительной отрасли, примерно 60 процентов, – отметил в беседе с корреспондентом «РВ» руководитель региональной общественной организации «Союз выходцев из Узбекистана» Адыл Жураев.
Нарушения при составлении трудовых договоров отмечают как наиболее распространенные и в УФМС по Рязанской области.
– Мигранты порой жалуются: «Нам недоплатили». Смотрим в трудовой договор, если он вообще есть, а в нем указана именно такая сумма. То, что обещали на словах, словами и остается. Нужно внимательно читать договор. При его наличии у иностранного гражданина возникают такие же трудовые права, что и у российского работника, и он может их смело отстаивать в суде и с помощью трудовой инспекции, – комментирует Сергей Николаев.
Язык до работы доведет
Правда, чтобы прочитать договор, нужно хотя бы знать русский язык. А с ним у мигрантов, особенно молодых, большие проблемы. Специальных курсов для иностранных работников в Рязани не существует – не потому что нет желания их организовать. Не определены пока источники финансирования. Но, как заверили в УФМС области, вопрос прорабатывается. В управлении создано специальное управление содействия интеграции мигрантов.
– Мы решаем проблему с языком, как решали ее когда-то в Советской Армии, – говорит Адыл Жураев («Союз выходцев из Узбекистана»). – Там к старослужащему приставляли молодого, и тот помогал новобранцу с языком. Мы к опытным работникам прикрепляем молодежь, у которой действительно не хватает навыков общения по-русски.
Антивирусная защита
Все больше и больше мигрантов устраиваются на работу в сферу услуг, довольно часто их можно видеть за рулем общественного транспорта. Может ли население быть уверенным в том, что через границу в наши города не будут завезены опасные инфекции?
– Все иностранные граждане, получающие разрешение на работу, временное проживание, проходят обязательное медицинское обследование. Они предоставляют справки из кожно-венерологического, туберкулезного и наркологического диспансеров, – рассказали в УФМС.
И все же полностью благополучной обстановку с медицинским освидетельствованием иностранных граждан назвать нельзя. Недавно член Совета Федерации Виктор Евтухов обнародовал тревожные цифры. Заболеваемость туберкулезом среди мигрантов Санкт-Петербурга выше в 5-7 раз, чем среди жителей города. В 2010 году среди мигрантов при медосмотрах выявлено 254 больных ВИЧ, 163 – туберкулезом, 232 – венерическими болезнями. Евтухов обратился к министрам федерального уровня с просьбой усилить контроль за состоянием здоровья приезжих и ужесточить миграционное законодательство.
Законодатели, действительно, упустили из виду один важный момент. Граждане, прибывающие в Россию в безвизовом режиме и работающие по патенту, не обязаны по существующим правилам предъявлять какие-либо справки о состоянии здоровья и проходить медицинское освидетельствование. Поэтому никто из частников, нанимающих иностранного работника, не может быть сегодня уверен в том, что огражден от опасных инфекций.
Болезни не только приезжают к нам из-за границы. Заболеть можно и во время работы. Но если россиянин вправе рассчитывать на бесплатную медицинскую помощь хотя бы в объемах установленного минимума, то иностранцы лечатся за свои деньги. Как правило, они не имеют полисов медицинского страхования.
– Ни один приезжий работник из Узбекистана, с которым я знаком, не пользуется бесплатной медицинской помощью по полису, – подтвердил Адыл Жураев. К слову сказать, граждан Узбекистана среди трудовых мигрантов области 66,3%.
Недавно стало известно, что Роспотребнадзор предложил рассмотреть вопрос о приобретении обязательной медицинской страховки для трудовых мигрантов из стран СНГ за личный счет или за счет средств работодателя.
Прирост, да не тот
Когда говорят о развитии экономики, большие надежды обычно связывают с малым бизнесом. По мнению главы «ОПОРЫ России» Сергея Борисова, отрасль должна обеспечить 50% ВВП вместо 21% сегодняшних. На основании тревожной демографической статистики экспертами делается вывод, что без привлечения мигрантов задачу по удвоению малого бизнеса в стране не решить. Однако оправдана ли ставка на иностранцев из стран СНГ? Вопрос спорный. Если проанализировать сегодняшние миграционные потоки в ту же Рязанскую область, то можно увидеть, что подавляющая часть приезжих представляет неквалифицированную рабочую силу. Нередко наши работодатели используют труд этих граждан там, где требуются специальные знания.
В УФМС по Рязанской области сообщили, что при формировании квот работодатели выставляют заявки преимущественно на неквалифицированных работников – разнорабочих, скотников и т.д. В области численность иностранной рабочей силы составляет примерно 2-3 процента от численности экономически активных граждан, что не создает напряженности на рынке труда.