Несколько лет назад в опросах доминировали экономические объяснения, говорит Валерий Федоров. Дескать, представители других национальностей (прежде всего иммигранты, а также выходцы с российского Северного Кавказа) занимают рабочие места, которые должны принадлежать коренным жителям. Сегодня же такой мотив выдвигается куда реже. Видимо, многим стало понятно, что приезжие претендуют на такую работу и по таким расценкам, что коренной житель на нее никогда не согласится. Дал эффект и введенный запрет негражданам России работать в розничной торговле, убравший с глаз долой один из самых раздражающих факторов в межнациональных отношениях еще со времен позднего СССР.
«Несколько лет назад в московском обществе началась жаркая дискуссия, почему в Москве не осталось практически ни одного русского дворника, – продолжает Федоров. – Но сегодня мы видим, что тема дворников уже не такая горячая, и в массе своей москвичи смирились и даже нашли определенный смысл в том, что дворники у нас сегодня – это киргизы, таджики, узбеки. В общем, представители тех обществ, которые готовы выполнять необходимую работу качественно и за существенно меньшие деньги, чем коренные москвичи».
И все же больше, чем социально–экономический фактор, межнациональную напряженность генерирует фактор культурный, считает директор ВЦИОМ. Одних отталкивает плохой русский язык мигрантов, других – необычная одежда, третьих (и их гораздо больше) – странное в нашем обществе поведение.
Особую роль здесь играют молодежные «стаи» наподобие тех, что любят развлекаться стрельбой в воздух или самодеятельными автогонками по городским магистралям. Так что стереотипы о «чужих», вместо того, чтобы размываться по мере обретения личного опыта общения с представителями иных культур, наоборот, получают подтверждение в виде недостойного поведения этих «чужих». А примеры такого поведения, получившие известность благодаря СМИ или просто «сарафанному радио», многократно преувеличиваются и глубоко воздействуют на людей, поскольку хорошо ложатся в традиционную матрицу восприятия: «другой – значит чужой, а чужой – значит опасный». Так в сознании людей закрепляются негативные установки.
«Еще одна претензия, высказываемая в опросах: «эти люди, как правило, не обладают элементарной культурой и не умеют себя вести».
Самым массовым ответом на вопрос, почему представители других народов вызывают раздражение и неприязнь, оказался такой: «опасаюсь их в связи с угрозой терроризма».
«Еще один момент – это территориальное обособление представителей разных национальностей в масштабах одного города или поселения, – добавляет Валерий Федоров. – Образуются так называемые «чайнатауны», которых Россия в ХХ веке не знала. И сейчас знать не хочет, в общем-то. Мы специально спрашивали людей: вы за то, чтобы представители диаспор селились вместе и никому другому не мешали, но и других в свои дела не пускали? Нет, люди против. Их мнение – пожалуйста, приезжайте, селитесь, но не образуйте какие-то закрытые сообщества. Потому что закрытые – это не-
прозрачные и пугающие. Это та новая проблемная точка, которая, на мой взгляд, в последнее время приобрела актуальность, но пока не нашла ответа в виде осознанной и осмысленной государственной политики в масштабах страны».
По материалам ВЦИОМ