02:12 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
2151

Он знал здесь каждую тропинку…

Исполнилось 75 лет со дня рождения писателя, публициста Валентина Сафонова

Валентин Сафонов – известный писатель, очеркист и публицист «увидел свет на юге области в Сараях» (это его слова) именно «на Касьяна» – 29 февраля. Сам он шутил по этому поводу; «Угораздило же меня!.. Раз в четыре года приходится день рождения отмечать. Впрочем… Нет худа без добра; раздели-ка число моих лет на четыре. Сколько получается? То-то»

Сегодня ему исполнилось бы 75 лет. Но уже шест-надцать лет Валентина нет с нами. Сижу за столом, перебираю свои заметки. То одна картинка встает перед глазами, то другая. На чем остановиться?

…С Валентином я познакомился в середине 60-х, в общежитии Литературного института, где он в то время учился. Потом довелось работать в одном здании, но на разных этажах: он – в «Приокской правде», я – в «Рязанском комсомольце». Случалось, по газетным делам попадали вместе в командировки. Хочу рассказать о нашей совместной поездке в поселок Сараи, к которому Валентин питал поистине сыновние чувства и отобразил его – нет, не то слово – воспел с любовью и нежностью во многих своих произведениях.

Я в то время в газете уже не работал, ездил по стране в составе ремонтно-наладочной бригады, и время свободное у меня выпадало. Валентин тоже ушел из газеты на «вольные писательские хлеба» и целиком занялся творчеством. Мы, по старой памяти, выписали командировки: Валентин – в партийной газете, я – в «молодежке», – и сели на какой-то поезд дальнего следования: он прибывал на станцию Вёрда в очень поздний час, – позже некуда. Мы надеялись, совершив марш-бросок солдатским шагом, быстро добраться до поселка. Но ко времени нашего приезда на станцию оттепель сменилась бодрым морозцем, и дорога превратилась в сплошной каток. Куда денешься?.. Не куковать же на вокзале до утра. Поддер-
живая друг друга, мы в сплошной темени двинулись в путь. Далеко заполночь все-таки преодолели ледяное пространство. Наш стук в окно был услышан. Растворилась дверь. Наскоро попив чай, завалились спать.

Выйдя утром из дома и увидев гору напиленных дров возле сарайчика, Валентин взялся за топор. Я тоже было подхватил увесистый чурбачок.

– Стоп, старик! – остановил меня Валентин. – Тебе ж надо о материале позаботиться. Я-то как-нибудь старым багажом обойдусь – не в первый раз в родном краю. А тебя не похвалят, если с пустым блокнотом приедешь.

Я вздохнул: что правда, то правда, и безропотно отдал топор подоспевшему Евгению, младшему брату Валентина. А Валентин позвонил в редакцию районной газеты, попросил своего приятеля помочь мне добраться до Одоевщины, где, как он прослышал, был интересный школьный музей. Проводив меня до порога, ободрил: «Твоя тема. Дерзай!» (Любимое его словечко).

Директор Одоевской школы Василий Григорьевич Карташев познакомил меня с первой собирательницей музея Александрой Семеновной Черенковой. Правда, «на погляд» мне выпало мало времени, и в расстроенных чувствах, из-за того, что немного записал в блокнот, я вернулся в Сараи.

– Ну, это дело поправимо, – успокоил Валентин, когда я пожаловался ему на скудность «фактуры». – Сейчас я тебе все расскажу. Помнишь стихи? – постукивая карандашом по столу, процитировал:

Но вечен род! Едва слетят

Потомков новых поколенья,

Иные звенья заменят

Из цепи выпавшие звенья…

– Их написал Александр Одоевский, декабрист, переведенный после сибирской ссылки на Кавказ, под пули горцев. Там он вскоре и умер, заболев малярией. Это о нем Лермонтов сказал: «Я знал его. Мы странствовали с ним». А первым владетелем села, где тебе удалось побывать, был далекий предок опального поэта, князь Никита Одоевский, воевода при царе Алексее Михайловиче…

Все очень внятно и толково объяснил мне Валентин, который не по наслышке знал историю малой своей родины. «Мне на моей родине каждая тропинка знакома, каждый уголок ведом», – говорил Валентин в минуты откровения.

Мой очерк «Картинки с Одоевщины» был напечатан в газете, а потом я поместил его в книгу – «Отчизны родники живые». Так помог мне Валентин Сафонов. Да разве мне одному. Возглавив вскоре писательскую организацию, он помогал «встать на крыло» многим молодым литераторам.

Недавно вышел в свет «Сараевский сборник» – книга, рассказывающая об истории, культуре района, его известных людях, в том числе и о Валентине Сафонове.

Быть может, откроет мальчишка, который сегодня учится в школе, где когда-то учился Валентин Сафонов, эту книгу, и попадутся ему на глаза сафоновские строки – простые и безыскусные, и душа парня наполнится любовью к отчему краю, а рука потянется к книжной полке. И выберет он там книгу своего земляка.

Валентин Сафонов был широк и многообразен в своем творчестве. О многом размышлял и писал. В том числе и о космосе. Кстати, сегодня, в год, объявленный в нашей стране Годом космоса, не лишним будет вспомнить, что литературную запись книги Валентина Гагарина «Мой брат Юрий» блестяще осуществил именно Валентин Сафонов. Книга выдержала десять изданий, переведена на европейские языки и даже на хинди.

Валерий Яковлев

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 37 (3840) от 04 марта 2011 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Объединяет доброта
Благотворительный телерадиомарафон «Низкий поклон вам, ветераны!» в этом году пройдет в двадцатый раз
Анатолий Пономаренко
Как пройти в библиотеку?
Возможно, вскоре эта крылатая фраза останется только в истории отечественного кино. «Операция Ы», подарившая библиотечным учреждениям страны бессмертный слоган, будет востребована ...
Владлен Гордиенко
Читайте в этом номере: