04:29 МСК
Среда
19 / 02 / 2025
776

Автомобили, знавшие Гагарина

На каких машинах доводилось ездить первому космонавту планеты

Ветеран Автомобильных войск страны Анатолий Шалимов, более полувека прослуживший на различных должностях в Рязанском военном инженерном автомобильном училище, многие годы собирал информацию об истории отечественного и зарубежного автопрома. Есть в богатой коллекции Анатолия Ивановича и материалы об автомобилях Юрия Алексеевича Гагарина.

Ведомственные авто

На автобусе ЛАЗ-695Б «Львов» первый в мире космонавт отправился на стартовую площадку космодрома «Байконур». В оснащении салона были применены неведомые простому советскому человеку того времени технологии – кондиционер, переносной телефон, видеокамера. Во время движения в автобусе находилась группа врачей и обслуживающий персонал. Салон был надежно герметизирован от пыли, которую специалисты считали вредной для космического скафандра.

На полноприводном и мощном ЗИС-151 Юрия Гагарина вывозили с места приземления. Оказалось, этот автомобиль принадлежал воинской части, расположенной недалеко от места приземления Гагарина. С грузовика Юрий Алексеевич пересел на «Победу» ГАЗ-20М. На этой машине Гагарина доставили на командно-диспетчерский пункт, а затем в штаб базы для связи с Москвой.

К моменту первого полета в космос Юрий Гагарин передвигался с личным водителем, сержантом срочной службы, на автомобиле ГАЗ-69. После ХХII съезда КПСС Гагарин пересел на более комфортную «Чайку» ГАЗ-13 с профессиональным водителем. «Чайка» была гордостью советского автодрома того времени. Номер этой машины знали тогда многие жители страны – 78-79 МОД.

Личный транспорт Гагарина

Юрий Алексеевич получил права только после своего полета в космос. В личном пользовании у него появилась «Волга» ГАЗ-21, которая, по некоторым данным, была куплена за 15 000 рублей (огромные по тем временам деньги). По другой информации, автомобиль подарил ему Леонид Ильич Брежнев. Тем не менее, 18 апреля 1961 года Совет Министров издал секретное распоряжение: подарить Юрию Гагарину автомобиль «Волга». Но и «Чайка» с персональным водителем осталась.

Гагарин был настолько популярен в мире, что многие иностранные компании автопроизводителей мечтали подарить ему в качестве рекламы свои автомобили. В советской стране не принято было принимать подарки от иностранцев. Но французскому авиационно-космическому концерну все же удалось подарить свой автомобиль первому космонавту планеты. «Matra-Bonnet Get VS» представлял собой двухдверное купе с кузовом из композитных материалов. Весила машина всего 600 килограммов, разгонялась до 200 км/час при мощности двигателя 95 лошадиных сил. Этим автомобилем Юрий Гагарин пользовался до конца жизни. Двадцать лет после гибели Юрия Алексеевича автомобиль «Matra», подаренный ему во Франции в 1965 году, хранился в Звездном городке, в 90-х годах семья Гагарина продала его в Литву. А совсем недавно первый автомобиль Гагарина «Волга» ГАЗ-21 был установлен на вечное хранение на родине космонавта, в Гжатске Смоленской области.

Памятник науки и техники

Для создания музея военной автомобильной техники в Рязани в середине 90-х годов со всей страны в музей свозили уникальную автомобильную технику. Среди 150 экспонатов был и лимузин-кабриолет ЗИЛ-111В Ю.А. Гагарина 1960 года выпуска.

На этом автомобиле Юрий Гагарин триумфально ехал по Москве после своего полета в космос. Многие помнят кадры кинохроники, запечатлевшие путь первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина в открытом кабриолете из аэропорта по улицам Москвы в Кремль 14 апреля 1961 года. На Красной площади прошел митинг, на котором Никита Хрущев сказал о присвоении Юрию Алексеевичу Гагарину званий Герой Советского Союза и «Летчик-космонавт СССР».

Изначально таких машин было две: главная и сопровождающая парад. На период «нулевых» ЗИЛ-111В остался экспонатом уникальным, за что и удостоился звания памятника науки и техники первой категории, охраняемого государством (сертификат №53). Такой статус в стране присвоен только трем автомобилям. Два из них находятся в политехническом музее Москвы: автомобиль «Руссо-Балт» К-12/20 1911 года выпуска и «НАМИ-1» 1929 года.

Кабриолеты ЗИЛ-111В собирались с 1960 по 1962 годы. Было изготовлено пять автомобилей черного цвета и семь серо-голубых машин. К сожалению, автомобиль Гагарина в настоящее время находится не в Рязанском музее военной автомобильной техники, а на автобазе №147 МО РФ.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 65 (5352) от 12 апреля 2017 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Знания доступны на расстоянии

В Рязани изменится схема движения автобусов, следующих по 90-му маршруту

В Рязани отметили День непокоренных

Знания доступны на расстоянии
У учителя-словесника дистанционной школы есть свои обучающие инструменты
Вероника Шелякина
Лучшее за год
В течение месяца в областной библиотеке им. Горького будет проходить выставка рязанской региональной организации Союза фотохудожников России
Димитрий Соколов
Читайте в этом номере: