В Рязани продолжаются «Циолковские вечера». Очередной лектор Александр Никитин известен публике как инициатор проведения кинофестиваля «Окраина», цель которого –исследование рязанских мотивов в кинематографе. Непосредственная часть этой работы – обращение к фигуре Циолковского.
Лектор отметил, что до настоящего времени дошли четыре прижизненные съемки Константина Эдуардовича, хранящиеся в Российском государственном архиве кинофотодокументов в подмосковном Красногорске и запланированные к выходу на экран в рамках фестиваля «Окраина» в этом году.
После смерти ученого кинематографисты продолжили активно снимать сюжеты о нем. Так, в 1935 году, сразу же после известия о кончине Циолковского, вышел экстренный выпуск «Великий ученый великого народа», состоящий из двух частей: в первую часть вошла прижизненная хроника Константина Эдуардовича, а вторая была посвящена церемонии его похорон.
Поствоенная эпоха ознаменовалась выходом художественных и документальных фильмов о Циолковском и его трудах, среди которых особое место занимают картины Моршанского «Человек, опередивший время» и «Дорога к звездам» Клушанцева. Но это всего лишь малая часть, потому как есть еще «Человек с планеты Земля» Бунеева, «Великое предвидение» Авербаха.
– Эти фильмы начинают закреплять образ Циолковского кинематографически, потому что в фильме «Дорога к звездам» Павла Клушанцева впервые роль Циолковского играет актер, – говорит Александр Никитин. – Фильмы выстраивают композицию повествования жизни и деятельности ученого, она становится в какой-то степени каноничной: от биографии Циолковского, от рассказа о самом принципе космических полетов, вкладе, который ученый внес в решение этой задачи, и, непосредственно, потом это переходит в кадр космического старта.
В завершение лекции зрители смогли посмотреть картину «Дорога к звездам», снятую в 1957 году, и увидеть, кем был Циолковский и каким тернистым был его путь.
Татьяна Страхова