05:44 МСК
Среда
19 / 02 / 2025
1053

Завлечь по-русски

Старания многих филологов и неравнодушных представителей общественности в последние годы были направлены на то, чтобы устранить излишки «иноязычья» и латиницы в нашей жизни вообще и на уличных вывесках в частности. Случалось по этому поводу писать и мне. Сейчас, как кажется, ситуация несколько изменилась к лучшему, градус подражательности повсеместно спал. Во всяком случае владельцы торговых, питейно-питательных заведений стали больше ценить «русскость». Но и при этом есть о чем поразмышлять.

Когда некоторое время назад я увидела на одном из городских подвальчиков вывеску «Столовая», то была вполне этим довольна. Вот так и надо: просто, без «выпендрёжа», тогда, кстати, у клиентов и претензий будет меньше. Но, вероятно, не только этим должно завлекать посетителей название. При виде его людям старшего поколения наверняка вспоминаются советские «столовки». Были они, конечно, разные, но большинство из нас, прежде всего, помнит: давали много, стоило дешево.

Иногда делается упор на гурманские склонности человека, который ищет в еде «что-то такое», «самое что ни на есть» Иностранцам, пожалуй, не понять, что это за словесные конструкции, как не понять им нашего восклицания «Давай бери!» Но нам этого и не надо, мы-то понимаем…

А кто хочет русского колорита в название прибавить, к его услугам выражение «ё-моё» во всех каких только можно вариантах, неизменно включающих букву «ё». Важно только не выйти за пределы, не докатиться до нецензурщины, хотя есть, наверное, предприниматели, которые и захотели бы вслед за некоторыми весьма уважаемыми деятелями нашей культуры таким вот образом принародно самовыразиться.

Не знаю, как долго, с мучениями или без выбираются названия на вывесках. Наверное, в разных случаях по-разному. Хотя, на мой взгляд, особого значения для большинства потребителей обещанных благ разные завлекающие слова не имеют. Впрочем, если бы мне предложили на выбор просто «Столовую» или подобное заведение под названием, скажем, «Эх, накормлю!», я бы выбрала второе. Правда, потом, если бы мои ожидания не оправдались, не постеснялась бы кому-нибудь при случае об этом рассказать. Все-таки реклама рекламой, а форма должна и в данном случае стремиться соответствовать содержанию. И вот эта справедливая мысль заставляет иногда задуматься: а к месту ли название?

Еду недавно по Первомайскому проспекту в полупустом троллейбусе, где маленький мальчик громким голосом читает все подряд увиденное за окном. Прочитал: «Ресторан Есенин Ресторан»… И пассажирам, как мне показалось, стало от этого неловко. Одна женщина не выдержала и сказала: «Зачем ресторан «Есенин» назвали? Это потому, что он пил?» Другая ей возразила: «Ну почему – «пил»? Есенин – великий русский поэт и наш земляк»…

«Потому и не надо, – продолжала упорствовать та, что начала разговор. – А так как – «Пойдем в «Есенина» погуляем?» Большинство других пассажиров, как было видно, склонялись к ее точке зрения. Я вспомнила тут негодование многих рязанцев по поводу телесериала «Есенин», авторы которого очень уж акцентировали на пагубной страсти поэта. Было в этом что-то охранительно-родительское: ведь свой человек-то, свой…

Поскольку мы зашли сейчас в пространство столь деликатной темы, не могу не сказать, что мне очень нравится название кафе в одном из наших райцентров – «Бабьи слезы». Тут все: русскость, народность, юмор, выразительность и… воспитательный эффект. Лелею надежду, что сильный наш пол, отдыхая и набираясь сил в этом уважаемом заведении, постоянно держит в голове, как бы не стать причиной страданий и слез самых близких и дорогих ему людей. Реклама, в чем я убеждена, должна не только завлекать, но еще и по-доброму воспитывать.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 65 (5352) от 12 апреля 2017 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
День рождения – добрый праздник
Октябрьский район принимал поздравления и строил планы
Светлана Максимова
Знания доступны на расстоянии
У учителя-словесника дистанционной школы есть свои обучающие инструменты
Вероника Шелякина
Читайте в этом номере: