Итак, свершилось то, о чем говорила вся прогрессивная кинообщественность последние двадцать лет. Правительство поручило Министерству культуры и Фонду поддержки отечественной кинематографии до 1 июня разработать «механизм отчислений от доходов, получаемых от проката, показа и других видов использования фильмов, имеющих прокатное удостоверение на территории России, в качестве дополнительного источника финансирования развития отечественного кинематографа».
Воплощается давняя мечта наших киношников – взять и отщипнуть кусочек прибыли от более удачливых партнеров. Прежде всего, конечно, американцев, которые и делают кассу в попкорновом российском кинозале.
Вероятно, осознав, что Голливуд мы никогда не переплюнем, его решили бить рублем. Ссылаясь при этом на культурную исключительность нашей страны, «ведь кино – это не только бизнес, но и культура», – заявил глава Фонда поддержки кино Сергей Толстиков. А следовательно, сей проект не противоречит рыночному механизму, хотя и вызывает ряд вопросов. Но мы всегда ищем свой путь, в том числе и в поддержке национального кино.
Впрочем, обещано провести анализ подобных систем поддержки национальной кинематографии в других странах. Прежде всего, во Франции: там с каждого проданного билета взимается определенный налог в пользу своего, родного кино. Во французский национальный фонд поддержки кино перечисляется 11% доходов от продажи билетов. Но французское кино, в отличие от российского, востребовано на национальном кинорынке. Оно с успехом идет и в Европе, и в нашей России. Вспомним то же «Такси».
А мы что можем предложить своему зрителю?! Кто у нас завоевал первые строчки киночартов? Да это «Наша Раша»! И мы хотим, чтобы эти «Яйца судьбы» (полное название) стали лицом некогда славного отечественного кинематографа? Думается, у здравомыслящей части киноаудитории ответ будет один: ноги в руки и вон из кинозала. Лучше отдыхать на «Шреке», чем плеваться при просмотре убогого и примитивного фильма.
И еще возникает вопрос: а куда пойдут денежки от нового налога на кино? Ясно, что, в первую очередь, – на обустройство нового кинофонда. А что дальше? Какова вообще будет эффективность протекционистских мер? Пока разработчики проекта воздерживаются от комментариев, ссылаясь на то, что политическое решение об отчислениях уже принято, и теперь обсуждается вопрос о механизме и ставках.
А ведь это, пожалуй, самое главное, для чего мы вводим, по сути, новый налог. Тот же фонд поддержки кино с нынешнего года уже получил легитимное право на покровительство полнометражной анимации и продвижение отечественных фильмов за рубежом. На это ему уже поступили средства от казны – 2,86 миллиарда рублей.
Минкультуре тоже выделили 770 миллионов на детское, документальное, дебютное и экспериментальное кино. Причем министр Авдеев был очень недоволен, что сумма сократилась аж на 70 тысяч рублей по сравнению с прошлым годом.
Совершенно непонятно, какому кино будет отдан приоритет в новой системе координат. Зато совершенно понятно встает вопрос: отчисления с кинотеатров не приведут к подорожанию билетов? Его уже задают представители крупнейших сетей кинотеатров.
К тому же, если ввести еще и сбор в пользу отечественного кинопроизводителя, то встрепенутся десятки, а то и сотни отраслевых фондов, наверняка потребующих таких же преференций для себя любимых. Что тогда будет с субъектами бизнеса, к которым пристегнут еще один «оброк», это и слепому очевидно.
Предполагаемое нововведение пока не комментируют представители иностранных кинокомпаний. Ясно одно – они не будут безучастно наблюдать за ситуацией. Скорее всего, ситуация будет разрулена так, чтобы и российскому кино достался свой кусок от пирога, и зарубежные мейджоры не остались бы внакладе. Так что, да здравствует самое демократичное из искусств!
точка зрения
Игорь Каллистов,
заместитель директора департамента кино Министерства культуры РФ:
– Единственное, что можно было бы на сегодняшний день предложить: у нас существует государственная пошлина за выдачу прокатных удостоверений, и можно было бы эту пошлину закрепить в законе о Федеральном бюджете за Фондом поддержки отечественной кине-матографии. У этого механизма была бы правовая основа. Но заставлять взимать просто отчисления от представителей бизнеса в фонд – это противоречит налоговому законодательству.
Игорь Ильчук,
генеральный директор сети кинотеатров «Каро фильм»:
– Больше российских фильмов на экранах за счет отчислений не появится, те немногие качественные ленты российского производства, которые есть, мы и так ставим в прокат. Зато у кинотеатров будет еще меньше экономических стимулов строить больше залов, которые могли бы обеспечить российские картины аудиторией, что позволило бы им окупаться.
Антон Мазуров,
президент компании «ЛеопАРТ»:
– Во французской системе много пунктов, не один. Если мы хотим приблизиться к современной мобильной системе, надо смотреть, что у французов есть еще. А там важный процент берется с телепоказа. Там телевидение обязано выделять определенный процент времени под национальное кино и обязано это кино покупать. А у нас большая часть производимых фильмов – даже значимых, фестивальных картин – вообще не попадает на телевидение. Так что взять один пункт – хорошо, но если не возьмем остальные, это ни к чему не приведет.