06:30 МСК
Вторник
19 / 10 / 2021
617

Форма. Вкус. Настроение

И все это – шоколад. Заметьте: рязанский
Автор фото: Александр Королев | Форма. Вкус. Настроение
Фото: Александр Королев.

Много ли в Рязани мастеров? То есть людей, хорошо знающих свое дело и гордых за свою профессию. Думается,немало. И, как оказалось, появились они даже в таком необычном для нашей области деле, как шоколадное.

Молодежь нынче часто выбирает офис или фриланс, школьники мечтают сделать карьеру на госслужбе или в финансовой сфере. Но есть люди, которым дорого их призвание, даже если к нему приходится идти через трудности. И хотят стать мастерами и хозяевами своего дела. И если они настойчиво идут к цели, как правило, все получается.

Так было и у Анны Лариной, которая стала мастером-шоколатье.

При слове «шоколад» почти все представляют плитку. Кто-то вспомнит штампованных еще по советским лекалам дедов морозов и зайчиков, полых внутри. Но в наше время есть вариант насладиться цельным лакомством, когда фигурки отливают из разных высококачественных сортов шоколада, а еще лепят вручную, создавая авторские образы.

Семья Лариных долго шла к открытию своего дела. Им удалось снять совсем небольшое помещение в здании некогда действовавшего гражданского аэропорта в Турлатове. Здесь оборудовали литейный шоколадный цех с соблюдением всех необходимых стандартов для пищевого производства. Разумеется, сразу были созданы дополнительные рабочие места для технологов и рабочих миниатюрного заводика.

Самым сложным было закупить импортные плавильные ванны, которые позволяют растапливать шоколадные гранулы при оптимальном режиме, чтобы не испортить неповторимый вкус элитных сортов шоколада. Постоянно надо обновлять ассортимент формочек для отливки объемных фигурок, ведь клиенты малого бизнеса довольно требовательны. Это на крупных комбинатах могут не менять рецептуру конфет и дизайн фантика по 50 лет. А здесь нужно заниматься творчеством каждый день, фантазировать и экспериментировать. В любой момент может потребоваться слепить (разумеется, в стерильных перчатках) оригинальную художественную статуэтку сразу из нескольких сортов шоколада. К этому на производстве уже привыкли. Но как развивается индустрия фигурного шоколада сейчас?

  – Что удалось узнать вам, Анна, о российском и, в частности, рязанском мире шоколада за годы работы вашей мини-фабрики и куда сейчас направлена шоколадная мысль?

А.Л. – Сейчас времена непростые, связанные с кризисными явлениями, но хочется верить, что это пройдет. У нас было несколько розничных точек реализации в Рязани, и все их пришлось закрыть. Но теперь произошла переориентация. В основном фигурки из цельного шоколада заказывают юридические лица для различных корпоративных мероприятий. А розничный рынок пострадал в основном от торговых сетей. Конечно, хотелось бы, чтобы власти больше думали о малом бизнесе, который не может тягаться с крупными торговыми игроками. И дело даже не в том, что они предлагают свой вариант фигурного шоколада. Такого практически нет. Просто покупатели разбредаются по большим магазинам, вступают во взаимодействие с их маркетинговыми технологиями, и в итоге просто не замечают мелкие рязанские точки, где предлагают нестандартный товар. Тем более что шоколад – это товар импульсный, его покупают для хорошего настроения, решаются на это спонтанно.

  – Есть ли у вас какие-то мысли, как развиваться дальше в такой непростой обстановке?

А.Л. – Есть площадка, где все изначально равны – это Интернет. Мы недавно открыли для себя его возможности. Если правильно «подать» плоды своих трудов, то можно легко победить в товарной конкуренции даже с очень крупными игроками. Достаточно предложить оригинальные шоколадные фигурки ручной лепки и заверить потенциальных клиентов, что мы готовы выполнить «любой их каприз». И тут же выясняется, что предложить такое может только малый семейный бизнес, который может себе позволить полностью входить в положение покупателя, переписываться с ним, выслушивать пожелания, даже сделать фигурку по предоставленному рисунку. Ну разве крупные сети или большие фирмы станут это делать? У них поточная штамповка без сантиментов. Так что главная опора любого малого бизнеса сейчас – это мировая компьютерная сеть.

 – Как конкретно вам помогает Всемирная паутина?

А.Л. – Все оптовые покупатели и многие розничные находят нас через Интернет, так что это в полной мере основа современной экономики. Ведь Интернет практически у каждого просто лежит в кармане, в виде смартфона. Нас ищут и находят. Постепенно профессиональная слава нашей небольшой студии распространяется на столицу, на другие регионы.

 – Кстати, о профессионалах: как долго пришлось подбирать коллектив и шоколад?

А.Л. – Искали долго, обстоятельно, потому что работа ответственная. У нас трудятся формовщицы, упаковщицы, у них уже есть хороший опыт работы. А она очень тонкая, потому что даже простая отливка требует мастерства, особенно если заказана сложная форма. А шоколад закупается из-за рубежа через централизованную оптовую сеть, как правило, из Германии. Он поставляется в виде гранул, которые достаточно растопить, и можно приступать к творчеству. Кстати, шоколад у нас многих расцветок и консистенций. Есть молочный, белый, а в некоторых случаях используется очень «ядреный» шоколад из Колумбии, но это только под специальный заказ. Что касается формочек и оборудования, то долгое время мы зависели от заграничных поставок за валюту, но в последнее время в Барнауле стали производить профессиональное оборудование для шоколатье. Это очень радует. Еще немного, и оно сравнится с иностранными аналогами по своим возможностям.

  – Государство оказывало поддержку вашему делу в период развития?

А.Л. – В самом начале бизнеса очень помогло то, что государство предоставило грант в размере трехсот тысяч рублей, а это была значительная сумма несколько лет назад. Грант прошел по линии центра поддержки предпринимательства Рязанского района. Это покрыло почти половину затрат на стартовую закупку оборудования и другие расходы. Кроме того, мы много выезжали на ярмарки выходного дня. Это серьезно подстегнуло развитие и показало, насколько серьезно потребители интересуются продукцией малых фирм, особенно в нашем сегменте. Оказалось, что народ ищет качество и доверяет мелкому бизнесу больше, чем фабричной шоколадной продукции. Более того, это был способ узнать своих клиентов «в лицо», побеседовать с ними, выслушать их пожелания. Это всегда очень полезно. Ведь своим шоколадом мы не столько питаем людей, сколько создаем хорошее настроение, а в этом важно все – и вкус шоколада, и его форма.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 68 (5355) от 14 апреля 2017 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Программируя будущее
В Рязани действует лаборатория, где разрабатывают умные вещи века и расширяют интеллектуальные возможности человека
Димитрий Соколов
Дом, в котором светло
Двери Сапожковского комплексного центра социального обслуживания населения открыты для детей и взрослых
Ольга Драган
Читайте в этом номере: