События прошедшей недели дали нам повод в очередной раз задуматься о пользе перемен, а также формах и методах их осуществления. Именно на эти дни пришлись две даты – 150-летие отмены крепостного права в России и 80-летие первого и последнего (единственного) президента СССР – страны, которой сегодня уже нет на политической карте мира.
Четверть века, прошедшие со времени прихода к власти Михаила Горбачева, и те без малого два десятка лет, что мы живем без СССР, – по историческим меркам срок мизерный. Но эти годы вместили в себя столько всего – и хорошего, и трагичного, что горбачевская перестройка и та эйфория, с которой ее приняли в ту пору в мире, кажутся сегодня временем уже весьма отдаленным. Можно по-разному относиться к личности Михаила Горбачева (впрочем, по российским обычаям реформаторов у нас во все времена принято оценивать скорее критически, чем с пиететом). Но не признавать того, что к моменту его прихода к власти страна не просто ждала – жаждала перемен, она их уже выстрадала, невозможно.
На этой неделе в Санкт-Петербурге проходила научно-практическая конференция «Великие реформы и модернизация России», посвященная 150-летию отмены крепостного права. На ней шла речь не только и даже не столько о самом этом историческом факте, но и о судьбе реформ в нашем государстве.
«За внешним могуществом империи – а пыль в глаза мы всегда могли пустить – он (Александр II – ред.) разглядел слабость и бесперспективность этих институтов», – отметил в своем выступлении Президент России Дмитрий Медведев. И сразу же приходит аналогия с концом века минувшего, поставившего нас перед фактом слабости и бесперспективности и однопартийной системы, и ее роли в госустройстве. Что ни говорите, а правы классики: история развивается по спирали. Ну а кто как ее изучает и какие извлекает при этом уроки – это уже другая тема.
В своем выступлении Президент подчеркнул: «Нельзя откладывать свободу на потом и бояться свободного человека, который каким-то неадекватным способом распорядится своей свободой». Весьма существенное замечание. Вспомним, реформа 1861 года (даже в том виде, в каком она была проведена) позволила поднять крестьянскую Россию на новый уровень.
На этой же неделе в Тамбове проходил съезд Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, собравший представителей со всей России. В работе съезда принял участие премьер-министр Владимир Путин. Выступая перед фермерами, премьер отметил, что при любом экономическом раскладе поддержка им со стороны государства будет гарантирована. И понятно – почему. Сегодня в лице фермеров государство получило настоящих хозяев земли. Да, и здесь, бывает, появляются люди случайные, которые не выдерживают испытания самостоятельным делом. Но на сегодня они – скорее исключение, чем правило. Время показало бесперспективность споров о том, кто накормит страну: крупное сельхозпроизводство или фермер, предоставив равные возможности и тем, и другим. И не только в плане производственных показателей, но и в формировании нового типа крестьянина. Выступления, прозвучавшие на этом съезде, – лучшее доказательство того, что наши фермеры знают, как использовать выстраданную свободу. Это к вопросу о пользе перемен – в жизни государства и личности.