На конкурс поступило одиннадцать проектов из Рязани, Перми, Москвы. Победителя определяло не только жюри, в которое входили художники, скульпторы, представители объединения жертв репрессий и общества «Мемориал».
В Рязани было проведено две публичные выставки представленных на конкурс работ – в управлении архитектуры и в Выставочном зале Союза художников. Посетители выставок оставляли свои отзывы в гостевой книге, и мнения горожан были учтены при вынесении решения.
3 марта, после продолжительного и довольно эмоционального обсуждения, жюри объявило победителя конкурса, – больше всего голосов получила работа рязанских художников Василия Горбунова и Полины Бояриновой.
Член жюри конкурса, председатель Рязанского историко-просветительского и правозащитного общества «Мемориал» Андрей Блинушов отметил, что «чрезвычайно доволен результатами и общественной дискуссией, которая состоялась в разных форматах вокруг мероприятий конкурса».
«Почему я голосовал именно за этот проект? На мой взгляд, работа Горбунова и Бояриновой современна, ее символизм многоплановый, – пояснил Андрей Блинушов. – Это не только уходящие в глубину бесконечные марши тюремных лестниц с запертыми дверями камер. Это и лестничная клетка родного дома, по которой уводили после ареста – как часто я встречал описания этих лестниц в свидетельствах и мемуарах! И, несмотря на зарешеченное окошко в глубине композиции, данная работа несет в себе и символ надежды. Ведь по этим родным лестничным маршам возвращались домой из лагерей и тюрем выжившие. А решетка оставалась – там, в глубине, как знак минувшего, напоминание о массовом насилии, от которого общество пытается отказаться. Пытается до сих пор – вот почему так важен такой памятный знак».
Теперь предстоит следующий этап: администрация должна в разумные сроки провести работы по изготовлению и монтажу памятного знака. Бывшие политзаключенные, родственники жертв репрессий уже долгие годы ждут этого зримого проявления заботы о сохранении исторической памяти.
Сейчас обсуждается место установки памятного знака. Один из предлагаемых адресов – так называемое «Немецкое кладбище» (кладбище лагеря НКВД № 178 – 454) на улице Магистральной в Московском районе, где захоронены рязанцы, погибшие в годы государственного террора. Однако кладбище расположено в отдаленном районе, куда не все пожилые люди могут легко добраться. Поэтому Общественная палата области обратилась в Рязанскую городскую Думу с просьбой рассмотреть вариант размещения памятника в другом месте, которое исторически связано с событиями времен политических репрессий и доступно для посещения большинства рязанцев.