Восьмидесятилетию Рязанской области был посвящен состоявшийся в областной библиотеке имени Горького «круглый стол» на тему «История рязанского образования: вехи развития». Поводом для разговора послужила недавно вышедшая книга «Исторические записки о Ряжской мужской гимназии (1910 – 1918)».
Ее автор – председатель Рязанского регионального отделения Российского военно-исторического общества, вице-губернатор Сергей Филимонов. Большинству рязанцев он известен главным образом своей нынешней должностью. Но и как краеведа его знают многие. Книга привлечет внимание тех, кто интересуется историей родного края, и тем более тех, кто хочет получше узнать о традициях рязанского образования.
Автор рассказал, как созрел у него замысел написать книгу об учебном заведении, в котором в те времена, когда оно было Ряжской средней школой №1, он учился, как, знакомясь с документами еще дореволюционной поры, он удивлялся: ведь многое из того, что было раньше, сохранилось и по сей день, и это в первую очередь касается школьных традиций.
Участники «круглого стола» (а это были, прежде всего, работники образования и культуры) увидели ценность нового издания в том, что в нем интересно, подробно рассказывается, как в маленьком провинциальном городке возникла система образования, как решались материальные проблемы, что за люди преподавали молодежи «разумное, доброе, вечное», какое участие в гимназических делах принимал родительский комитет. Подчеркивалось в частности: гимназия была межсословным учебным заведением, что очень важно.
Но у каждого учебного заведения есть своя история, интересная и подчас еще ненаписанная, она – глава в общей истории рязанского образования. Об этом говорили выступавшие на «круглом столе» директора рязанских гимназий и школ.
Главный вывод, к которому пришли участники «круглого стола»: нужно взяться за изучение и написание этих глав. Это важно не только для того, чтобы сохранить события, имена, даты, но и для того, чтобы взять в сегодняшнюю практику лучшее из того, что было, продолжить, развить, углубить добрые начала, заложенные предшественниками, чтобы сохранилась память, не разрывалась связь времен и поколений.