Пассажиры на вокзале удивлялись, когда у входа их встречали бойцы в форме времен Великой Отечественной войны. И только силуэт мемориальной доски, затянутой белой тканью, свидетельствовал о том, что с минуты на минуту здесь состоится волнующее событие.
С 23 февраля по 1 мая 1942 года Рязань приняла 110 эшелонов, в которых эвакуировали 217 тысяч ленинградцев. Поезда шли дальше, но эти составы нужно было обеспечивать всем необходимым и готовить к дальнейшему движению.
– Это был не просто транзит. Людей, вырвавшихся из блокадного кошмара, нужно было встретить, оказать им первую помощь, поместить в больницу тех, у кого была крайняя степень истощения, позаботиться о детях, потерявших в пути родственников. Эта круглосуточная работа небольшого коллектива железнодорожников и всех помогавших им рязанцев была настоящим подвигом, – говорит инициатор установки мемориальной доски Арсен Бабурин. Изготовить ее помогли бывшие жители блокадного Ленинграда, их родственники и спонсоры.
Для двух десятков тысяч ленинградцев Рязань стала родным городом. Среди них Клавдия Шашкова. Когда началась блокада, ей было семь лет. Поезд до Кораблина стал для нее спасением.
– Если бы нас не вывезли и не приняли здесь, как родных, мы бы точно погибли, – говорит Клавдия Артемовна. – Хлебный паек становился скуднее с каждым днем. После работы мама с домоуправом каждый вечер ходили по нашему дому и выносили мертвых. А ночи мы проводили в окопах, спасаясь от бомбежек.
В Рязани проживают 165 бывших жителей блокадного Ленинграда. Не все из них смогли прийти на открытие доски. По лицам тех, кто пришел, было видно – их воспоминания не потускнели за 75 лет. Все пережитое сохранилось в памяти. А мемориальная доска на станции Рязань II
– одно из посланий потомкам.