Он пройдет под девизом «Потребители за честные финансовые услуги». Именно такую тематику выбрала Международная федерация потребительских организаций. Тем самым второй год подряд она подтверждает обеспокоенность состоянием дел в данной сфере.
Казалось бы, у нас в регионе нареканий в отношении финансовых услуг поступает намного меньше, чем жалоб на некачественную бытовую технику или, скажем, на сферу ЖКХ. Но, как пояснил Олег Попов – член совета Союза потребителей РФ, председатель Рязанской единой ассоциации защиты прав потребителей «Человек», многие наши земляки даже не подозревают, что были обмануты, например, при получении кредита, поскольку недостаточно грамотны в этом плане.
Доступ к получению безопасных, стабильных, законных финансовых услуг имеет огромное значение во всем мире. В этой сфере, как и во всех других, неукоснительно должны соблюдаться восемь незыблемых прав потребителей. Сегодня, отмечая «профессиональный праздник всех покупателей, клиентов, пациентов, пользователей услуг», нельзя об этом не вспомнить. Это право на безопасность, на информацию, на выбор и право быть услышанным. Это, кроме того, право на возмещение ущерба, на потребительское образование, на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду. Между тем, по статистике, у 40 процентов жителей нашей страны нет доступа к финансовым услугам, а более половины россиян признаются в полной финансовой безграмотности.
Разумеется, банковской сферой проблемы потребителей не исчерпываются. В минувшую, крайне сложную по погодным условиям зиму в разы возросло число нареканий на работу ЖКХ.
– Крыши протекали во многих домах, выходила из строя электропроводка в квартирах на верхних этажах, в сильные морозы не всегда эффективно работала система отопления, – говорит Олег Попов. – ЖКХ стало лидером в рейтинге нареканий.
Так уж повелось, что в День защиты прав потребителей всегда говорят о проблемах. Начало этому ровно 50 лет назад положил президент США Джон Кеннеди, который, выступая 15 марта 1961 года в Конгрессе, заявил: «Потребители – это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение... Но это единственный голос, которого зачастую не слышно». Тогда же Кеннеди обратил внимание на незыблемость потребительских прав. В память об этой речи 15 марта и стало Всемирным днем защиты прав потребителей.